Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Курсовая: История социальной защиты в России.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько 
вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым 
условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее 
помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния,
 а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного 
совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, 
непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от 
постороннего взгляда. “В рай входят святой милостыней, – говорили в старину, – 
нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”. Благотворителю 
нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить 
душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, 
за кого молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных 
находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными 
фондами (в том числе благодаря обычаю князей давать Церкви “десятину” – одну 
десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, 
бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования 
доброхоты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в. 
     Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали 
тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню 
арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей. 
     Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, 
не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания 
народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому 
человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты 
печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность 
содействовал улучшению древнерусского общества. 
     Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, какое 
количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая 
тысячерукая милостыня, насколько она приучила людей любить человека и отучала 
бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой 
личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем 
отдельных несчастливых людей, а народным бедствием. Природа нашей страны 
издавна становилась доброй, но иногда бывала своенравной матерью своего народа, 
который, может быть, сам же и вызывал ее своенравие своим неумением обращаться 
с ней. Недороды и неурожаи были нередки в Древней Руси. Недостаток 
экономического общения и административной распорядительности превращал местные 
недоборы продовольствия в голодные бедствия.
     

4. Милосердие вечно.
     
     Мы, к сожалению, зачастую пытаемся перенести на российскую почву западный 
опыт благотворительности. А он далеко не всегда приживается. Стоит вспомнить 
собственную историю: само понятие "благотворительность" родилось в России более 
двух веков назад и связано с именем и деятельностью Императрицы Марии Федоровны.
 
     Ее обширная благотворительная деятельность составляет эпоху в истории 
внутренней общественной жизни России. C 1797 года до самой своей смерти в 1828 
году Императрица Мария Федоровна "по воле Своего супруга Императора Павла 
Петровича" начальствовала над старейшим и крупнейшим благотворительным 
Ведомством в России, названным в ее честь. 
     Начиналось это Ведомство буквально с нескольких учреждений, созданных в 
60-е годы XVIII века Екатериной II по предложению Ивана Бецкого, - c 
Воспитательных Домов в Москве и Петербурге, которые стали прообразами первых 
семейных детских домов в России, и Общества воспитания благородных девиц в 
Смольном монастыре - учреждения, положившего начало женскому образованию в 
России. 
     Учебные и благотворительные заведения, а также странноприимные дома 
создавались не только в Санкт-Петербурге, но и в других российских городах - 
Москве, Харькове, Николаеве, Севастополе, Симферополе, Таганроге. Всего при 
непосредственном участии Императрицы Марии в России было создано 22 
благотворительных учреждения. В том числе: 
Учебные заведения в Санкт-Петербурге 
Повивальное училище Воспитательного Дома (1797) 
Училище ордена Св.Екатерины (1798) 
Мариинский институт (1800) 
Повивальный институт (1800) 
Училище глухонемых (1806) 
Девичье училище военно-сиротского дома, переименованное в 1829 году в 
Павловский институт (1807) 
Училище солдатских дочерей полков № 1 (1819) 
Училище солдатских дочерей полков № 2 (1823) 
Фельдшерская школа при Обуховской больнице (1828) в Москве 
Училище Св.Екатерины (1803) 
Коммерческое училище (1804) 
Александровское училище (1805) 
Повивальный институт (1811) губернские 
Харьковский институт благородных девиц (1817) 
Николаевское училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота (1826) 
Севастопольское училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота (1826) 
Богоугодные и благотворительные заведения в Санкт-Петербурге 
Мариинская больница для бедных (1803) 
Вдовий Дом (1803) в Москве 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-