|
проявляется забота и о самой женщине: «Но дети не могут согнать вдовствующей
матери со двора или отнять, что отдано ей супругом».
Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав велел передавать
детей ближайшим родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это
было не совсем справедливо по отношению к матери, но, думается, являлось своего
рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.
«Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя
подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы
свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены
проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода
законов, так или иначе, определила все дальнейшее законотворчество на Руси.
Последующие своды законов во многом строились по образцу и подобию «Русской
Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно
утверждали основы социальной политики.
Внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого Владимир Мономах создал
первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно
наполнено искренностью и христианской человечностью. «О дети мои! Хвалите бога!
Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но
благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние
есть божие и поручено вам только на время.… Будьте отцами сирот; вдовицу
оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни
виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены
душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали
евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра,
убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот,
являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они
считали для себя невозможным.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению
нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не
устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций
развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология
молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации,
воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний
и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных
планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания
необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период
становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от
социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая
зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора
учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической
самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи,
рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной
социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения
ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У
молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ
насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность
молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи:
увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В
народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди
занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих
промышленности , строительства и транспорта. В связи со структурными
изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в
непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее
трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере
труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды
безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла ( по официальным
данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех
безработных - молодые люди до 30 лет. Одной из главных проблем молодых рабочих
является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к
рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической
активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить
и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий
молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь
интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия
труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение
придается необходимости. Ощущать устойчивость своего служебного положения,
возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец,
наименьшую по степ
|
|