|
стемы в ее временном, культурном, историческом своеобразии
отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном
призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса
помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института
поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не
совпадающей с периодизацией становления российской государственности.
Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных
этапов:
первый – с 996 г. по XIV столетие;
второй – XIV-XVII вв.;
третий – с 1701 по 1775 гг.;
четвертый – с 1775 по 1801 гг.;
пятый – с 1801 по 1818 гг.
Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии
процесса, заключается в стремлении показать его динамику. Поэтому не случайно
четвертый и пятый этапы связаны как с изменением
административно-территориальной системы управления, так и с теми тенденциями
помощи, которые наметились в период правления Екатерины II и были связаны с
учреждением приказов общественного призрения.
Периодизация, предложенная А. Стогом в начале XIX в., была принята его
современниками, а национальную систему общественной благотворительности стали
связывать с мерами правительства в этой области. Аналогичный подход, только
содержащий более точные исторические ориентиры, предложен в работе
«Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения
в России». Периодизация общественного призрения связывается в ней с принятием
основополагающих указов и постановлений в этой области. Первая группа указов
относится к временному отрезку от 988 г. (указы князя Владимира I) до 1682
г. (указы царя Федора Алексеевича), что соответствует первому этапу становления
общественной благотворительности. Второй этап включает время с 1682 г. по 7
ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного призрения; третий
– с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято положение о
земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения
институтов помощи в соответствии с выходом постановлений и правительственных
мер.
К концу XIX в. намечаются культурно-исторические подходы к исследованию
развития национальной системы общественного призрения. Национальную систему
помощи связывают не только с деятельностью государства и его институтов, она
рассматривается значительно шире. К тому же начинают исследовать более ранние
формы помощи, существовавшие у славянских племен до принятия христианства на
Руси.
Примером данного подхода к периодизации служат работы Е.Максимова. Взяв
за основу периодизацию исторического процесса развития системы общественной
помощи, предложенную А. Стогом, Е.Максимов несколько изменяет хронологию этапов
с учетом тех реалий, того уровня науки о помощи, которые сложились к концу XIX
столетия.
Прежде всего, Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - это
явление и понятие, исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим
рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея
общественного призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер).
Второй этап совпадает со становлением государственности, именно в этот период
зарождается идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только
приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного
призрения. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся
тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А.
Стога. По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I
до Александра II, характеризуется укреплением тенденций организованной
государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных
организованных сил». И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с
попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением
нормативно-правовой базы общественного призрения.
Историография государственной помощи XIX в. ищет те доминанты, которые
позволяют определить основу исторического процесса, механизм изменения,
заставляющий осуществлять переход от одной модели помощи к другой. В этом
отношении показательны работы В. Герье и А. Якоби.
В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие
традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно
свести к основным формам: милостыня, благотворительные учреждения,
попечительство. Три формы помощи характеризуют три стадии, три, как бы сегодня
сказали, парадигмы общественной поддержки нуждающихся. Таков один из первых
отечественных подходов к мультикультурному осмыслению феноменологии помощи,
накладывающий определенный отпечаток на отечественную историографию
общественной помощи.
Другой подход в логике мультикультурного осмысления истории развития
общественной помощи предпринят А. Якоби, который считал, что исторические
законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших
периодов и отрезков времени. На материале исторической и географической
патологии возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют
за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя
логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии
осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.
Историографии отечественной системы помощи в XIX в. развивается, как
видим, пу
|
|