|
риалах.
Внутри родовой общины имело место так называемое "приймачество" 4 -
усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего
возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них
не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей,
вести хозяйство и т.д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда
ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали его на
свой прокорм.
Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие
сироты назывались "выхованцами", "годованцами".
Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их
называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить
скот, ухаживать за детьми.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются
формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской
модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения.
Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и
защиты нуждающихся детей.
Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с
княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как
бы два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно
обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII века -
образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах
восточнославянских земель.
И второй период - со второй половины XII века по XIII век
включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с
монастырско-церковными формами призрения.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий
князь Владимир, которого в народе называли "красное солнышко". Будучи от
природы человеком широкой души, он призыва и других заботиться о ближнем, быть
милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.
Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к
просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего
состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития
государства и духовного становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил
сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот
Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: "Всего ж паче убогих
не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра его, Анна
Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала
за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не
содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный
Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной
пустыне, Сергий Радонежский и др.
Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться
уважительно к людям, заботиться о детях.
Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как свидетельствуют
летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого
христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям,
главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя.
Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, призреть
хоть" единого из малых сирот".
По единогласному утверждению исследователей, призрение в таких формах
было не так вспомогательным средством общественного благоустройства, как
необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнейший русский
благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень
общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного
духовного совершенствования.
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью
церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу,
и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот период дети еще не
воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы
домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя
ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к
судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о
ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при
скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших
во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались
сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и
воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и
выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения
окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, об
|
|