|
основным положениям, касающихся природы человека.
Свобода-детерминизм. По Скиннеру, мы, люди, абсолютно зависимы от
нашего прошлого опыта. Более точно, наше поведение есть продукт
предшествующих подкреплений, мы делаем то, что уже было подкреплено в
прошлом. Индивидуальные различия в поведении происходят исключительно в
результате различного прошлого подкрепления, так как свобода в принципе не
допускается в экспериментальном анализе поведения. Фактически Скиннер
утверждал, что детерминистское положение является абсолютной необходимостью
для науки о поведении человека: "Если мы хотим использовать методы науки в
сфере изучения человека, мы обязаны предположить, что поведение закономерно
и обусловлено".
В системе Скиннера ребенок обладает бесконечным числом возможностей
для усвоения поведения. Именно родители первыми подкрепляют и таким образом
формируют развитие в определенных направлениях, ребенок будет вести себя
соответственно их поощрениям. Поведение, после которого устойчиво
отсутствует подкрепление, не будет прочным. Постепенно, по мере развития,
поведение ребенка принимает такие формы, которые напрямую зависят от
постоянного опыта научения. В более традиционных, "нескиннеровских"
терминах - возникает "личность" ребенка.
По мере того как социальный мир ребенка расширяется, существенное влияние
на формирование поведения приобретают другие источники подкрепления. Школа,
занятия спортом, мнение подростков становятся особенно важными и обычными
источниками подкрепления. Принцип бихевиоральной детерминации посредством
подкрепления остается тем же самым - меняются только виды и источники
подкрепления. Тип подкреплений, относящийся к сексу и карьере, появляется
позже. Став взрослым, человек ведет себя в соответствии со своим прошлым
уникальным научением; можно предположить, что поведение индивида изменится
только вследствие применения соответствующего подкрепления. В процессе
развития ранее подкреплявшееся поведение выпадает из репертуара в
результате либо неподкрепления, либо наказания, исходящего из актуального
социального окружения. Короче, никто не имеет свободы выбора собственного
поведения - напротив, поведение формируется исключительно внешними
подкреплениями.
Рациональность-иррациональность. Скиннер рассматривал организм
человека как "черный ящик". То, что в ящике могут протекать рациональные
и/или иррациональные процессы, может быть интересной гипотезой - но ни та,
ни другая возможности не имеют ничего общего с объяснением поведения
человека. Наоборот, поведение является только функцией его последствий или
правомерных отношений стимул - реакция. То, что поступает в ящик, то, что
выходит из ящика, и то, что следует за этим - суть единственные релевантные
переменные, необходимые в анализе поведения, а не то, что может или не
может происходить внутри. Принципы поведения, раскрываемые средствами этого
функционального подхода, в равной степени применимы к крысам, голубям и
человеку; рассуждения о высоко организованных процессах рационального
мышления последнего просто не релевантны для объяснения причинной
обусловленности поведения. Так как обе крайности континуума рациональность
- иррациональность относятся к гипотетическим внутренним процессам, которые
лежат в основе поведения, это положение не играет важной роли в
размышлениях Скиннера. Оно просто неприменимо к его позиции.
Холизм-элементализм. Скиннер рассматривал "личность" только как набор
форм поведения, которые характерны для данного человека. Эти формы
поведения могут быть в дальнейшем редуцированы до специфических реакций -
всех, которые приобретены посредством научения. Следовательно, личность
индивида состоит из относительно сложных, но тем не менее независимо
приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нам нужно только понять опыт
прошлого научения человека. В системе Скиннера поведение состоит из
специфических элементов (оперантных реакций).
Приверженность элементализму также проявляется в подходе Скиннера к
изучению поведения. Он методически изучал условия, при которых отдельные
реакции приобретаются и модифицируются (например, крысы, нажимающие рычаг,
голуби, клюющие диск). Единицей анализа в экспериментальной работе Скиннера
является отдельная реакция. В основе такого подхода, несомненно, находится
положение элементализма, из которого вытекает, что поведение можно понять
только при детальном анализе составляющих его частей.
С точки зрения Скиннера, личностные различия - это просто-напросто то,
что бросается в глаза, то есть индивидуальные различия в поведении. Каждая
личность строится во времени - элемент за элементом - и люди отличаются
друг от друга только потому, что опыт их прошлого научения разный. Эта
элементалистская точка зрения резко отличается от холистических концепций,
которые описывают уникальность индивида в терминах некоего единого
унифицированного и синкретического фактора, лежащего в основе поведения
человека. В противовес гештальт-психологам, Скиннер полагал, что целое -
это сумма его частей.
Конституционализм-инвайронментализм. Тот факт, что Скиннер посвятил
свою профессиональную жизнь изучению модифицикации поведения под
воздействием окружения, ясно показывает его искреннюю приверженность
инвайрон-ментализму. Хотя он признавал, что конституциональные факторы
ограничивают человека, он пренебрегал ими при объяснении поведения. С точки
зрения Скиннера, человек в высшей степени зависит от непостоянства
|
|