|
Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к
ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя положительными и
сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает
дракону голову , защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места
бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства,
то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.
Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга,
восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.
Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих
возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и
выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не
означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него
уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет
немаловажное значение для психического развития.
В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов
может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее
переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в
воображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать, что
их отпрыск без колебаний выполнит задание. Из специально проведенного
анализа следует, что если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер,
то эффект от рисования страхов у детей снижается вдвое; если только один
родитель с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза.
Отрицательно влияют на результаты рисования страхов неврозы и
заболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина –
отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии,
тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфере
дети меньше рисуют и играют, н6а рисунках заметно преобладание черного и
серого цвета.
Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем
более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и
повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать
ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. В последнем
случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться
всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже
за сам факт рисования.
Если семья неполная по разным причинам, тогда эффект от рисования
страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью
от внешней опасности. В полной семье эффект от рисования может быть
подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны
признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых
угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства
безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает, как мы
знаем, количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь,
поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье.
Поэтому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к
устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и тот же:
в 4-5 раз хуже, чем в дружных семьях.
В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи,
порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может
произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи,
основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно
давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный
след в памяти ребенка.
Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или
иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение,
пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить
ребенка отобразить страх смерти родителей.
Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в
процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения.
Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой
момент.
|
|