|
саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между
бессознательным и сознательным "Я".
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к
лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством
эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления,
коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту
практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации
в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые
клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают
процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению
сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества
как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от
исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в
качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма
психологического коррекционного воздействия, характерных для метода
арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой
символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и
найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе
креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей
изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия
изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от
тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или
рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а
также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате
осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои
внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно
не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное
понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную,
деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем
характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной
психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:
1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства
путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).
2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом
творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная
Арттерапия).
3.Одновременное использование первого и второго принципов.
4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с
пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в
книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя
роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности
фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:
1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося
действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая
сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация
достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие
снижения напряжения.
|
|