|
В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно
накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был
совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная
энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии
и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в
непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество
агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен
для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента
последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени,
подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном
отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц у некоторых животных
агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного
поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже
может вести себя подобным образом».
Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с
ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства
других живых существ, широко распространено насилие в отношении
представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме
врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью
подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их
способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом,
опасные хищники, например, львы в тигры, которых природа щедро снабдила
всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ
(проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее
начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то
время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым
сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины,
действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и
кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В
конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные
увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал
возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим
потакание своим стремлениям представляет все большую опасность — под
угрозой находится выживание человека как вида. Кратко можно сказать так:
Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску
самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию
превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими
агрессивные действия.
Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в
значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более
оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля
подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не
связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной
энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек
насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска
насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других
действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут
оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать
ее проявление.
Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, «археолог-любитель»,
написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с
популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате
естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не
голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы
адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья
«природа» и составляет основу человеческой агрессивности.
Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность
«убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и
войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для
общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они»,
служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых,
появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы
(вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми
«вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом,
Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась
эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче,
что благодаря насилию мы стали другими существами».Итак, Ардри уверяет, что
именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с
развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал
человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же
вида.
Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории,
социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения
процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему.
Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное
|
|