|
Именно Илариону принадлежит пряд произведений, написанных в 40—50-е
годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и
культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом
произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию
Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировозрение других русских
авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на руси впервые возникла
концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми
державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких таких
государственно-идеологических концепций.
Представляется, что в «Слове» Илариона концепция о связи Руси м
«мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия,
Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную
фразеологию Иларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий
Владимира I с римскими апостолами.
Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Иларион
рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и
религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и
отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в
начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания
30-50-х годов 9 века к кругу Илариона и определила ту идеологическую
направленность, которую летопись сохранила приминительно к пониманию места
Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Иларион
давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской
государственности.
С именем Иларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е.
система церковной юристдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел,
связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые погоали
формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству,
освещению частной собствености,повышению авторитета центральной власти.
Устав вводит заппрет на умыкание невест, защищиал честь девушки, строго
наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый
церковный судебнык защищиал честь девушки, давал ей более шикрокое
представление в суде. Церковь выступала в Уставезащитником христианской
нравствености, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков
русской истории.
В 1051 году на общем собрании русских епископов Иларион был избран
метрополитом.
Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный
деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не
обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав быд бесстрашным войном и
бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал
настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком
исключительно разносторонним.
Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве
был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного расширил свои пределы.
Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось
около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так
называемые «Золотые ворота», поражавших истранцев своим великолепием. Его
строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал
города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.
Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ,
развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила
признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних
авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на
славянский язык.
Становление раннефеодальных отношений.
Государственная власть. Города. Торговля. Армия
С начала 10 до середины 11 столетия Русь развивалась в сравнительно
благоприятных условиях. Создание мощного государства, соединившую
большенство восточнославяннских земель и, в первую очередь, Среднее
Поднепровье во главе с Киевом и Северо-Западную Русь во главе с Новгородом,
способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти
хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с
Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-
западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю.
Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на Дону и Таманском
полуострове.
Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахатные земли,
совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри
страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры,
а старые города быстро набирали силу.
Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим
|
|