Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: История и Мифология :: РЕФЕРАТ: ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
Переяславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-
Волынский.
Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого
князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления
туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на
которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города,
усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов произошло в 1036
году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и покое). В это время
Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством,
а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться
печенеги.
Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех
сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят
обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были
варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленики, смерды.
Ярослав сначало пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего
сражения. Весь день длился бой, и лишь и лишь к вечеру русы стали одолевать
печенегови те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги
так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически
прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над
печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был
наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя
политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время
зарождается русское летописание.Создается Древнейший летописный русский
свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу
становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.
К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда»
Ярослава Владимировича.Относительно того, что там в значительной мере
преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е.
лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий
1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за
поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в
междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих
военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что
регулирование их отношений с местными жителями касалось не только
Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой
«Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не
ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как
единого государства, каким Русь и стала после 1036 года.
Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала
переломной.

После 1036 года объединеная Русь наконец смогла обрести собственного
метрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько
иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию
на колени. Ярпослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси,
он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но
и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало
приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало
русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало
международные связи Руси.
Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным
пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов,
упорядочение церквовной организации, начало составления нового летописного
свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни
Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым
российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который
упоминается в договорах Руси с Византией.
Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных
Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу
того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгорородское
общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и
западные Правды также аппелировали ко всему обществу. Но уже в момент
создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что
общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс,
который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего»
на землю и связанные с этим материальные приобретенияи разного рода
общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще
при жизни Ярослава Владимировича.
С большим упорствос и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал
внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее маштабы,
совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной,
военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на
западном берегу Чудского озера и вывел русские гарницы к Прибалтике. Здесь
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-