Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: АСТРОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой
основополагающей книги.[53]

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета
астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления
лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю
неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью,
с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях
халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости
халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой
философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более
увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается
фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и
поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все
большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма
Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен
Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» -
основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной.
Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же
огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно
содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение
Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из
важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»
Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях
один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила
руководящим принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах
римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками,
по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того
или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя
на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э.
– 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. –
ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 –
130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала
явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4
до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь
человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом
астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе
главное произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так,
Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами
человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ,
теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр.
Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на
человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет
Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе
интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы
видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских
государей астрология процветает как самостоятельное научное знание,
несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы
(1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих
университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе
существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того
времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу
Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то
время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них
Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503
– 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист
Морен (1583 – 1656).[62]

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история
трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и
внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть
порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго
человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла
поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с
тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая
жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то
астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее
качество того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью
основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея –
«Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-
средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете
интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-