|
2. Что известно из истории астрологии
(астрология как социокультурное явление)
В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории
астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне
хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.
Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в
развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг
друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он
утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией
Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной
Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением
Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом,
религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]
1. Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану Энлиль» и рапорты
царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с
рождением, в ней не используются знаки зодиака.
2. Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые «Орфею» и
«Зороастру») использовалась уже в Халдейский период. Использует 12
знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования
необходимы систематические наблюдения, но математическая теория
планетных движений не нужна.
3. Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней
используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для
вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.
В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная
связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных
течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из
трех направлений связано с астрологией.[43]
Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней
гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые
играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще
в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями,
представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой
урожай, войну или мир).[44]
На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака,
но гороскопы еще не составляются.
Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает
существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как
Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя
Греция.
Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не
ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес
сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и
урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда
отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская
астрология была сильно связана с астральной религией.[46]
Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы
компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума
Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в
совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]
Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно
упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и
других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений
попали в руки Птолемея.[48]
Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской
национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно
Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н.
э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями»,
которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и
племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива.
Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой
южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов,
живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-
331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания
для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка
Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи
заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две
благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение
к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям»,
восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески,
где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и
астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале
эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие
|
|