|
существует, в разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее
число достигает нескольких десятков.
Ради объективности приведу несколько современных определений астрологии,
взятых из разных по своей обшей направленности источников:
«Астрология (греч.) – наука, определяющая воздействие небесных тел на
земные дела и претендующая на предсказание грядущих событий по расположения
звезд…». (Блаватская Е. Теософский словарь. М.,1994).
«Астрология (от астро…и …логия) – учение о воздействии небесных светил на
земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее),
определявшемся через видимые движения на небесной сфере и взаимное
расположение светил (констелляцию) в данный момент времени…». (Большой
энциклопедический словарь. – 2-е изд. М., 1998).
«Астрология – мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущие события и
судьбу человека из наблюдений над положением небесных светил». (Брокгауз).
«Астрология (греч.: аstron – звезда и logos – учение) – специфическая
система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении.
Основополагающая идея астрологии состоит в том, что пространственно-
временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент
времени уникален по своим глубинным проявлениям. <…> Изучая особенности
моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или
иных явлений и объектов. <…> Весь мир подчиняется единым ритмам, единым
циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах…».
(Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998).
«Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса,
где целью является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей
"слаженности" своих и космических ритмов, максимальная реализация
потенциала, которым он наделён с рождения». (См. ниже).
Достаточно адекватным представляется определение, предложенное
современным американским исследователем Робертом Хэндом: «Астрология
–наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве-времени при
помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся
символическим языком, связанным с космическими структурами». Подчеркнём
несколько важных моментов, связанных с данным определением:
Во-первых, определение Р. Хэнда не подразумевает непосредственного
воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на
символическую (косвенную) соотнесённость между событиями разного масштаба.
Этот момент согласуется с тем, что в разных (астрологических и оккультных)
источниках большое внимание придается принципу аналогии, а у Радьяра прямо
сказано, что «подлинной основой всякой оккультной науки является закон
аналогии»[19].
Во-вторых, астрология – не астральный культ; представления об
одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не
являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в
древности.
В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим
абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом.
Детерминистская сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в
астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на
то, чтобы человек стал над «фатумом», взял управление своей жизнью в свои
руки. Как справедливо заметил Цицерон, «Если всё решает судьба, то какой
мне прок от гадания?» (О дивинации, II, 20).
В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний
или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами
космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее
человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь
зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей
«слаженности» своих и космических ритмов, максимальная реализация
потенциала, которым он наделён с рождения.
Далее – иллюстрация представлений об астрологии на протяжении веков.
Плотин (205 – 270) учил, что «движение звезд предвещает судьбу каждого,
но не создает ее, как неправильно понимает толпа».[20]
Парацельс (1493 – 1541) говорил: «тело происходит из элементов, душа – из
звезд, а дух – от Бога. Все, что интеллект может воспринять, происходит от
звезд (духи звезд, а не материальные созвездия имеются тут в виду)»[21].
Агриппа фон Неттесхейм (1486 – 1535): «созвездия, как принято говорить,
не принуждают, а только склоняют к чему-либо. <…> Астрология состоит в том,
что можно что-то сказать наперед, либо при случае открыть книгу и
наткнуться на какой-либо стих, который выглядит как настоящее предсказание,
и подчас случается, что благодаря этому произносится нечто близкое истине.
<…> Предсказание скрытых событий будущего исходит не только из положения
звезд, но и из аффектов души. <…> В этом искусстве нет определенности, оно
может действовать согласно усмотрению, которое происходит либо из
предположений, либо из неподдающегося исследованию дьявольского внушения,
либо по законам исполненной превратностями судьбы. Исходя из этого данное
искусство есть не что иное как суеверная и лживая догадка, которая со
временем превращается в науку о неопределенном, используя которую ловкачи
обирают невежд, обманывая в то же время самих себя».[22]
Кеплер И. (1571 – 1630). «Что же касается того, что многие неверно
используют предсказания ради собственного любопытства и подтверждения своих
|
|