Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: АСТРОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными и
мантическими науками.
Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразный
гороскоп.
Существуют также: френология – учение о связи душевных функций и
психических способностей с наружной формой черепа; графология – учение,
состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма).
Народный оккультизм я здесь рассматривать не стану.
Основные принципы оккультизма – принцип единства мира, принцип
целостности мира, принцип иерархичности мира и бытия, принцип подобия,
принцип разумности всего живого, принципы полярности, цикличности,
равновесия и гармонии.[11]
В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизм
получал первенствующее значение: первые века христианства, эпоха
Возрождения и настоящее время.[12]

* * *

Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультных
стремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма.
Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания или
неудовлетворенность им.
И. Т. Касавин в статье «Спутники и попутчики науки» пишет: «Рождение
современной науки – феномен, с которым обычно связывается позднее
Возрождение и Новое Время, – оказывается отнюдь не однозначным процессом.
Новая космология (астрономия) обязана своим возникновением не только и не
столько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных,
но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся как
соединение рациональных и мистико-магических элементов. Следующий шаг –
классическая механика – в той же мере связан с платонизмом, еретической
теологией, алхимией, астрологией и каббалистикой. <…> В дальнейшем – и
вплоть до наших дней – наука не вытесняет магию, но лишь оттесняет ее в
сферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживать
инструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает об
альтернативах».[13]
«Нужно быть достаточно наивным, – пишет А. Л. Чижевский, – чтобы
воображать, что современный человек дошел до последнего слова науки и
философии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеях
нашего времени… И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд
преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным
философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?».[14]
Касавин также пишет, что герметические и оккультно-магические учения
образуют «…параллельную историю науки в том смысле, что современное
монистическое понятие науки исключает все те ее элементы, которые
непосредственно участвовали в ее историческом формировании и с которыми
наука в явной или неявной форме постоянно вела диалог».[15]
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в книге «О способности вещей к ощущению
и о магии» писал: «Все, что совершается учеными в подражание природе или в
помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только
несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные
науки, но и все прочие прибегают к магии. Магией было то, что Архит сделал
голубя, который летал, как настоящий, и то, что во времена Фердинанда,
императора Германии, некий немец сделал искусственных орла и муху, которые
летали сами по себе; ибо пока искусство не становится понятным, его всегда
называют магией; только потом – просто наукой (курсив – С.Д.). <…> То же, с
чем имеет дело физика, астрология и религия, в редчайших случаях становится
широко известно; недаром в них древние черпали искусство [магии]».[16]
Гарен пишет, что «…Кампанелла здесь (т.е. в предыдущей цитате) очень
точно выявил три вещи: во-первых, все науки, исследуя структуру реальности,
пользуются магией (магия здесь, скорее всего, понимается в широком смысле,
т.е. в значении оккультизма – С.Д.) в той мере, в какой она является
практической деятельностью, преобразующей природу <…>; во-вторых,
таинственный ореол, окружавший мага, словно бога или демона, исчезал с
каждым успехом науки; в-третьих, тем не менее наиболее высокие проблемы, и
соответственно наиболее глубокие произведения, ускользая от общедоступного
понимания, все еще сохраняют покров «магического». Таким образом, мы – на
пути, ведущем к оправданию магии и, следовательно, ее неразлучной подруги –
астрологии».[17]
Погребенная с ростом позитивной науки, астрология в наши дни оживает
снова и непрерывно увеличивает круг своих сторонников. Это можно объяснить
тем, что официальная наука, точно так же как и официальная вера, в
настоящее время показали полную свою неспособность организовать
человеческую жизнь и ответить на самые важные вопросы бытия.[18]

Определение понятия астрология

Прежде чем приступить к изложению основных этапов истории астрологии,
следует определить, что, собственно, мы будем понимать под термином
«астрология».
Надо сказать, что общепринятого определения астрологии до сих пор не
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-