|
становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец,
лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные
вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное
вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а
затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия
приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме
жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и
спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть
страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь
огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В
противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая
часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется;
что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от
зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить.
Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на
его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь
человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То
же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа –
«душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и
знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых
сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная
законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии,
человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.
На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно
важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных
процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных
существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников,
которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени
со звездами.
Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических
динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни.
Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в
древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления,
связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой
астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные
явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и
лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие,
отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют
периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие
племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с
периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к
обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а
Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда,
когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил
человек.
В виталистический период астрология строилась на чисто биологических
представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского
начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи.
Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна
может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются
причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).
«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории,
например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и
Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как
пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого
рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил
гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл
претендентов на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на
принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому
что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и
биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между
физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был
крепко укоренен.
С течением веков на этой виталистической основе возникла более
рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы
планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против
хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала
символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные
потребности: календарь и этический закон.
3) Перемены в VI столетии до н. э.
Стремительная архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до
н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора,
позже Платона, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей,
который человечество до сих пор стремится осуществить. Суть перемены
состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти целиком на
|
|