Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Арт-терапия :: Реферат - Танцевально-двигательная терапия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 17
 <<-
 
телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое 
выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический 
опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе,
 развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки. 
   
   Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
   
   
    На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с 
различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. 
Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте 
других техник и направлений "новой психотерапии". 
    Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются 
параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения 
и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе 
и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, 
усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение 
определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в 
действие; работа с мышечными блоками и последовательностями 
сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение 
от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.  Таким образом, можно 
сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие 
направления "новой волны" психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и 
движении. 
    Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов 
(упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих 
тренингов. Это такие упражнения как "континуум" (в его многообразных российских 
вариантах), "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец 
пешеходов''(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др. 
    Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также 
как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" 
Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее 
мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями 
онтологических качеств. 
    1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения 
"женской" энергии.
    2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения. 
    3. Chaos – хаотические движения. 
    4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего 
листа". 
    5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными 
импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5). 
    Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится 
около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса 
– проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, 
полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.
    Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного 
исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или 
участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно 
часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные 
движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они 
жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, 
положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и 
четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто 
находится там, куда нам страшно н непривычно идти. 
    Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций: 
    Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и 
то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – 
освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".
 
    Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то 
многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных 
изменений. 
    Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации 
"Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить 
диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к 
тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное 
психофизиологическое действие. 
   
   Заключение
   
   
    Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект 
паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда 
трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная 
работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя 
свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в 
повседневной жизни. 
    Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, 
чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 17
 <<-