Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Змановская Е. В. - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-
 
Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые
характеризуются определенной массовостью, устойчивостью
и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые
социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм,
религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Следует заметить, что между двумя полюсами — ?социально-
одобряемые явления? и ?социальные отклонения? — лежит широкий
круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут
быть как позитивные процессы (например, творчество), так и
ной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням,
а по субъективным личностным критериям они оказываются
высшими по своему значению для индивида [24].
В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по
мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы
на выживание, следовательно, усилия людей будут
направлены на обеспечение физической и материальной безопасно-
сти. Другим ориентиром в жизни человека может быть обществен-
ное мнение, что соответственно порождает стремление принадле-
жать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна
ориентация на свои внутренние потребности, которая будет
стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих
отличий от других людей, экспериментирование, увлечения,
творчество, заинтересованность проблемами общества и служение
ему.
Таким образом, социальные нормы создают установки личности,
которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.
Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним,
что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не
от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение
которой действительно угрожает благополучию человека
или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую
трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует
также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы
большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в
узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само
по себе отражает внутреннее противоречие между объективной
природой социальной нормы и ее субъективностью.
24 25
Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены
с общественными интересами.
Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия
социальных норм на личность. Будучи социальными
феноменами, социальные нормы интериоризируются
во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно
это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье.
В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная
подструктура, как супер-Эго, содержащая множество
внутренних предписаний, требований и ограничений.
В соответствии с общими психологическими представлениями
нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-
психологических установок. Установка как ?готовность, предрасположенность
субъекта воспринимать или действовать определенным
образом? [13, с. 419] имеет различные формы. Термин ?социальная
установка? (?аттитюд? — в английском звучании) был
введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее
М.Смит конкретизировал с т р у к т у р у аттитюд а, выделив
три известных компонента:
когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);
аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);
конативный или поведенческий (готовность личности реализовать
определенное поведение по отношению к объекту) [16].
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение
к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной
личности — его личностный смысл. Установки отражают связь
между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность
человека к определенному виду социального поведения.
В диспозиционной концепции регуляции социального поведения
В.А.Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных
установок):
1) простейшие ситуативные поведенческие установки;
2) социальные установки, действующие на уровне малых групп
и в привычных ситуациях;
3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность
интересов личности относительно конкретной сферы социальной
активности;
4) система высших ценностных ориентаций личности, регулирующих
целостность ее социального поведения и деятельности.
На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных
установок в соответствии с психологической значимостью
объектов для конкретного человека. Личностный смысл может
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-