Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
соответстви
я ценностям.
Этика	-
учение	о
должном;
раздел
философии,
изучающий
человеческое
поведение     с
точки  зрения
его
природой. С одной стороны человек подобен животным - во    соответстви
11	х	я ценностям.
всем, что связано со страстями, телесными желаниями и влечениями. С другой 
стороны человек имеет разум - божественную способность постигать суть вещей - 
то, чего лишены животные. Нормальным (т.е. правильным, этическим) для человека 
Сократ считал максимальное развитие разумного начала и полный контроль разума 
над телесной природой. Это должно было обессмертить "разумную душу". Таким 
образом,

Глава I. Девиантология и изучение отклонений

53

Сократ заложил основы этики долга, ориентированной на самоконтроль во имя 
какой-то высшей цели.
Противоположного взгляда на человека придерживался Протагор -
Сократ - род.ок.   470,  ум.   в399 г. до Р.Х.
учительПлатона;главнымразделомфилософиисчитал    этику,как   учение    осамом   
важном-   о   том,   какследует   житьчеловеку;первый	из
философов полностью сосредоточился на     проблемах гуманитарного знания
глава софистов. Ему принадлежит выражение "человек - мера всех вещей". Человек, 
согласно Протагору, сам для себя есть высший авторитет и моральный судья. 
Человек вправе делать то, что считает нужным, не обращая внимание на окружающих.
 Его личное счастье - превыше всего. "Что толку связывать себя каким-то долгом, 
обязательствами, если завтра мы умрем. Нужно жить сейчас и жить успешно." - вот 
основная идея этого направления моральной мысли. Иногда его называют этикой 
успеха или эффективности.
Античность    создала    и    другие    этико-философские
учения, например, этику Аристотеля или Эпикура, стоицизм, но мы не будем их 
рассматривать, предоставив читателю возможность сделать это самостоятельно.
      Для  нас  важно  другое.   Мы можем  соглашаться  с  Сократом  или 
Протагором, но мы обязаны отдавать себе отчет в том, что вставая на
         
Протагор  -   ок.
481-411 доР.Х. -
приобрел
известность
благодаря
преподавателъск
ой
деятельности;
крупнейший
представитель
софистики
интеллектуально
го	течения,
рассматривающе
го     знание     по
критерию
эффективности.

ЛЮБУЮ философскую позицию, мы принимаем строго определенную точку зрения на 
девиантологические проблемы. Другими словами, если мы согласны с Протагором, то 
мы не сможем считать нормальным человека, который имеет возможность 
безнаказанно украсть и не делает этого из моральных соображений. Это 
противоречит принципу успеха. Точно так же, если мы согласны с Сократом, то мы 
не сможем считать нормальным человека, который в свободное время посвящает 
обжорству и

сексуальным развлечениям. Это противоречит принципу самоограничения. Отсюда 
важный для нас с вами вывод: любое представление о норме или

54  Глава I. Девиантология и изучение отклонений
отклонении уходит своими корнями в философию; считая какие-то действия людей 
девиантными, мы тем самым занимаем философскую позицию.
      Отсюда следует, что девиантолог просто обязан быть компетентным в области 
философских морально-этических учений. Философские вопросы считаются "вечными", 
но люди всегда так или иначе отвечали на них - в разные исторические эпохи по 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-