|
32 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
в сети психик многих людей и их объединений, — в сети коллективной психики,
которая есть «Мы».
Способность людей создавать сети «Мы» из множества «Я» есть результат
длительной социобиологической эволюции. В этом процессе происходило
одновременно распадение первичного «Мы — Я» на множество «Я» и образование
нитей, связывающих их в «Мы». У различных народов развивались различные формы
«Я» и «Мы», а также различные формы их взаимоотношений.
Имеются общие законы образования сетей «Мы» из множеств «Я». Самые
фундаментальные из них очевидны. Иначе люди вообще не появились бы. Человек
должен чувствовать, что он занимает определенное место в сознании других людей,
причем место, с его точки зрения, адекватное его собственным представлениям о
себе. Он должен ощущать, что он не является излишним, что другие не являются
полностью индифферентными к нему. И он сам должен ощущать потребность в других
людях. Последние должны занимать адекватное им место в его сознании. Другие
законы являются не столь очевидными, а то вообще не осознаются в качестве
таковых. И даже отвергаются, если кто-то открывает их людям. Попробуйте,
например, растолкуйте знаменитым писателям, актерам, политикам и т.п., что они
в своем стремлении к славе лишь подчиняются примитивным законам «Я — Мы», и вы
увидите, какой протест это у них вызовет. Им хочется думать о себе как об
исключительных существах, движимых возвышенными мотивами, а не как о
социобиологических существах той же породы, что и их соплеменники низших
категорий.
Наше общество развило необычайно сложное «Мы», вернее, сложнейший
комплекс из огромного числа «Мы». Вместе с тем, оно до неслыханных высот
подняло «Я» и его претензии на исключительность, если не божественность. Но оно
достигло этого слишком дорогой ценой, а именно — ценой тотального нарушения
естественных законов взаимоотношений между «Я» и «Мы», Эти отношения оказались
непрочными, поверхностными, кратковременными. Любовные отношения, бывшие
естественным базисом интимного «Мы», разрушены гипертрофией секса и
непостоянством. Семья ослаблена и для большинства разрушена совсем. Деловые
ячейки лишены свойств коллективов. Рациональные сговоры и практический расчет
оттеснили личные привязанности и заглушили их. Мы легко отрываемся от «Мы» и
нигде не врастаем в него глубоко. Мы суть просто партнеры, коллеги, соучастники.
То, что мы считаем нашим «Я»,
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 33
суть лишь обрывки, вырванные из сетей «Мы». Наше общество состоит в основном не
из полноценных «Я», а из кусочков, лохмотьев растерзанного «Мы». Защищаясь от
мучительного одиночества, мы вынуждены превращаться в роботообразные существа и
превращать всю нашу общественную жизнь в сплошное зрелище и развлечение, дабы
хоть как-то компенсировать потерю основ нормального человеческого бытия.
Следствием всего этого является превращение нашего общества в скопление
психически больных существ с разрушенным личным идентитетом. (Источник:
Зиновьев А. Глобальный человейник. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. с.
286-288; 356-361)
Вопросы для повторения:
1. Что изучает девиантология? Какие вопросы являются для
девиантологовосновными?
2. Как вы думаете, что составляет сферу деятельности для девиантолога?
3. В чем суть поведенческого подхода?
4. Что такое отклоняющееся поведение?
5. Что значит тезис о социальной определенности девиантности?
6. Как проявляются кросс-культурные и временные
изменениядевиантности?
1. Насколько по вашему девиантное поведение изменчиво?
8. Какие виды поведения можно считать универсально девиантными?
9. Как соотносятся между собой подход, рассматривающий девиантностъ,как
изменчивое поведение и подход, рассматривающий
девиантнуюуниверсальность?
10. Что такое референтная группа? как она может влиять
надевиантностъ?
II.О каких положительных функциях девиантности можно говорить?
В общих чертах, мы разобрались с тем, как девиантологи подходят к
проблеме отклонений. Теперь обратимся к рассмотрению вопроса о связях
девиантологии с различными областями гуманитарного знания.
34 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
§ 2. Девиантология в системе гуманитарного знания.
Девиантология и социология. Социология (наряду с психологией) по праву
претендует на роль одного из "родителей" девиантологии - это общепризнанно,
хотя разобраться, кто здесь "мама", а кто "папа" значительно сложнее. Любой
учебник по общей социологии в обязательном порядке включает в себя раздел
"Девиантное поведение". Но, как мы уже говорили, Девиантология сегодня
переросла границы социологии, поэтому имеет смысл присмотреться к их
взаимоотношениям подробнее. Среди профессионального социологического сообщества
до сих пор сохраняются претензии на монополию в области девиантологических
разработок. Нередким является стремление вообще отрицать существование
|
|