Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
это разделение. Знание о том, что нормально, а что - нет, как бы "растворено" в 
нашей повседневности. Чаще всего мы просто "знаем", что такое "нормально". Но 
ведь то, что нормально для нас может, например, быть не вполне нормальным для 
наших родителей. На самом деле, людям бывает очень трудно прийти к общему 
пониманию нормы. Что бы ясно ответить на поставленный выше вопрос, нужно 
отдавать себе отчет в том, что это вопрос о критериях определения нормы. На 
основании чего мы признаем явление "X" нормальным, а явление "У" - нет. Другими 
словами, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, все зависит от точки зрения 
на проблему. Однако, несколько общих замечаний сделать все-таки можно. 
Во-первых, нас интересуют не любые отклонения, а только те, что связаны с 
жизнедеятельностью человека в обществе. Бывают ведь отклонения в траекториях 
движения небесных тел или отклонения стрелки компаса - нас они не интересуют. А 
говоря о человеке в обществе, мы говорим о поведении. Почему обязательно о 
поведении - возразит читатель. Есть ведь еще и мышление и эмоции. Все так, но и 
мышление и эмоции можно рассматривать, как поведение. Когда я мечтаю, глядя на 
звезды или радуюсь, огорчаюсь или сплю - я веду себя определенным образом по 
отношению к окружающей действительности. Когда меня мучает стыд, и я обращаюсь 
к своей совести - я веду себя определенным образом по отношению к себе. Таким 
образом, проблема отклонений - это
         
Глава I. Девиантология и изучение отклонений	11
поведенческая проблема. Однако, данное определение, хотя и задает общий подход 
к проблеме, но отнюдь не проясняет саму проблему.
Это в полной мере становится очевидным, когда задумываешься о девиантном 
поведении. Попросив группу обычных людей назвать примеры отклонений от нормы 
или отклоняющегося поведения, то вероятнее всего мы получим   поразительно   
широкий   круг   ответов.    В   результате   одного социологического опроса, 
имевшего целью выяснить, как люди определяют девиантность, было получено 252 
различных ответа. Вот некоторые из них: • кинозвезды, насильники над детьми и 
подростками, извращенцы, профессиональные        картежники,        психиатры,  
       наркоманы, политические экстремисты, консервативно настроенные, 
женщины-карьеристки, проститутки, лгуны, обольстительницы, священники, атеисты, 
    либералы,     коммунисты,     алкоголики,     пенсионеры, уголовники,  
разведенные, водители-лихачи, всезнайки-профессора (Симмонс, 1965).
      Глядя на этот список можно удивляться, как респонденты описывали 
некоторые из этих примеров в качестве девиантных. Этот факт иллюстрирует то, 
что девиантное поведение не определяется предельно ясно и очевидно и не 
является чем-то фиксированным и неизменным, как мы иногда полагаем. Что бы 
прийти к истинному пониманию девиантного поведения, д
--	ое
поведение,
идущее
вразрез    с
существу
ющими
нормами и
правилами
необходимо, прежде всего, увидеть, что девиантность социально    поведение 
определена      и       социальные       дефиниции      (определения) 
девиантности отличаются друг от друга в различных обществах или социальных 
группах. Проще говоря, что бы существовали нормы   и   нарушения,   нужны   
носители   этих   норм   и   их
нарушители. Носителями норм могут быть только люди, в сознании которых эти 
нормы и существуют. А люди склонны расходиться в своих оценках и определениях 
нормального и ненормального.

12  Глава I. Девиантология и изучение отклонений
      Социальная природа девиантности. Утверждение о том, что девиантность 
социально определена означает, что когда большинство людей данного общества или 
социальной группы считают какое-либо поведение отклоняющимся от нормы, то оно и 
является девиантным. Большинство стремится навязать свои представления о норме 
меньшинству. В результате, широкое разнообразие форм поведения считалось и 
считается девиантным в различных обществах. Даже внутри одного и того же 
общества наблюдаются значительные различия в том, что люди считают девиантным 
поведением. Кросс-культурный и исторический опыт предоставляет много примеров 
изменяющейся природы девиантности, ясно показывающих, что она - социально 
определена. Например, родители в Стапхорсте (Нидерланды) ожидают и желают, 
чтобы их дочери имели сексуальные контакты и становились беременными до 
вступления в брак. Эти глубоко религиозные люди не считают такое поведение 
отклоняющимся от нормы, поскольку оно соответствует их культурным стандартам. 
Если, однако, мы бы услышали о наших соотечественниках, ожидающих, чтобы их 
дочери-тинэйджеры забеременели до вступления в брак, мы бы вероятно думали бы о 
поведении этих родителей, как о девиантном.
      Другой пример, Среди большинства арабов употребление алкоголя строго 
запрещено, тогда как курение гашиша считается приемлемым. Араб, предпочитающий 
алкоголь гашишу, считался бы девиантом среди своих соотечественников, а 
большинство европейцев рассматривали бы ситуацию прямо противоположным образом 
(Симмонс, 1965).
      Влияние культурной специфики на "естественные" представления о нормах и 
отклонениях хорошо иллюстрирует учебник по международному бизнесу, на следующем 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-