|
выручку соседям, для этой цели иногда выделялись резервы, призванные вступить в
бой в решающий момент.
Среди кулачников были выдающиеся бойцы, способные в одиночку или вдвоем
-втроем противостоять целой стенке или толпе. Совершенно естественно, что и в
сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже оказывались первыми из первых.
Завершая разговор о кулачном бое, хотелось бы напомнить читателю о том,
что это исследование направлено на освещение народной состязательной традиции.
Это область так называемого "сермяжного" умения, заключающего в себе способы
боя, широко распространенные среди наиболее близких к стереотипам русской драки.
Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно
практиковавшихся вплоть до конца XIX века.
ГЛАВА II РАДОГОРА
Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного
боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.
Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa —
символизирует собой стихию Огня, находящегося в непрестанном Движении. Третий
слог — Гор — символизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что
касается слога "до", объединяющего первый и последний, то это частица,
указывающая на полноту действия, например: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда
"доспехи") и, наконец, достоинство. Именно полнота действия, которую в русском
языке принято обозначать словом Дело, ставит в зависимость друг от друга
Движение и Смысл (Идею).
В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением,
порождающее Дело. На языке древнерусского символизма Радогора — это принцип
соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть
без воздуха (движение невозможно без организующей идеи), а воздух не
может прийти в движение без огня (идею невозможно воплотить без действия).
Таким образом, Дело хотя и является внешне самой малозаметной стихией триглава,
однако в конечном счете успех зависит от нее.
Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный
биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры
можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня.
Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога —
бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не
вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с берегов которой они
когда-то вышли! Неудивительно, что боевой клич русских воинов, способствующий
сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".
В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет
свой графический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный
диск.
Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со
вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение
огненного сокола в круге.
В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной
трактовки, и поэтому любой символ или сочетание символов будут являться не
более чем указателем на многогранность смыслов, скрывающихся за ними.
Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует
пространственно организованному наступательному кулачному бою.
Само название школы помогает расшифровать систему ведения боя, стоящего
за ним. Например, русский кулачный бой всегда строился по круговым траекториям,
только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время
боя. Более того, большинство ударов в Радогоре построены по круговым или
дугообразным траекториям, а прямые удары бьются в основном при одновременном
выходе к противнику в диагональ, что соответствует принципу движения по дуге
или в комбинации с круговыми перемещениями.
Радогора делится на три группы технических элементов. Это жесткие удары
стеношного боя, которые выводятся по относительно прямым траекториям из
устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по
четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то
есть удары предплечьями и локтями.
В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме
того, имеется большое количество защитных элементов, применяемых в Радогоре и
пришедших из практики стеношного боя. А если учесть, что вся система основана
на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Радогора
так эффективна.
Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с
выявления ее характерных отличий от известных читателю школ восточно-азиатского
и европейского бокса.
Прежде всего, "русский бокс"1 — в традиционном своем виде — никогда не
существовал в каком-либо одном своем проявлении — например, только как вид
состязательной культуры русского народа или только как вид прикладного
единоборства. Кроме того, виды русского кулачного боя были насыщены обрядностью,
что тоже нельзя не учитывать.
И состязательность, и прикладной навык,' и обряд — все вместе
составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.
По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что
|
|