Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Россия :: А.К. Белов - Славяно-горицкая борьба.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-
 
среды. Однако это обстоятельство вовсе не отрицает способности русских бойцов 
проводить высокие удары ногами. Должен признаться, что вопрос традиции 
нанесения таких ударов в древности нельзя считать бесспорным. Достоверно 
известно, что значительные изменения в сторону расширения возможностей русской 
состязательной практики произошли в XVI в., во времена правления Ивана IV. 
Именно в это время развивается идея свободного боя, пришедшая на смену 
ортодоксальным запретам, имевшим еще ритуальное происхождение. В XVI в. и позже 
ногами дерутся не только чрезвычайно активно, но и также и в полном объеме атак,
 искусно атакуя голову. Об этом свидетельствует, например, барон Герберштейн, 
на записки которого я ссылался в книге "Изначалие". Подтверждение тому дает и 
вятская традиция пляшущих мужиков, когда они в пляске сбивают друг у друга с 
головы колпаки, используя при этом подобие высокого удара ногой. Соседствующие 
с Русью тюркские и татарские общины не только не поддерживают общую тенденцию 
освобождения рукопашного боя от традиционных ограничений и запретов, но вообще 
не допускают целесообразности ударов ногами. Это происходит ввиду сложившегося 
представления татар об этих ударах как о совершенно неэффективной технике. С 
татарами здесь трудно спорить, ибо у их ближайшего родственника Тамерлана был 
богатейший опыт покорения Китая со всеми его Шаолинями и боевыми искусствами.
Таким образом, техника ударов ногами Северо-Восточной Руси является эндемичной 
и независимой. Особенности этой техники отражены славяно-горицкой борьбой, 
которая не только копирует историческую традицию, но и конструктивно ее 
развивает. Развитие это не выходит за рамки традиционного менталитета русского 
рукопашного боя, его антропометрической схемы и эстетических стереотипов.
В чем же особенность ударов реконструированных, используемых или 
модифицированных славяно-горицкой борьбой? Начнем с ног. Условия, влияющие на 
конструкцию удара, отражают:
- постоянное ношение обуви;
- постоянное ношение не менее семи месяцев в году одежды довольно плотной и 
объемной;
- состояние грунта, влияющее на устойчивость бойца во время выполнения ударов, 
не менее пяти месяцев в году - скользкого грунта;
- боевая целесообразность* и обусловленность;
- тип телосложения;
- традиционные стандарты движения и другое.
(* Это к вопросу об уличной драке. В отличие от единоборств, из самого названия 
которых выходит бой один на один, уличная драка - это бой одного со всеми. 
Стало быть здесь весьма актуальна проблема динамической и конструктивной 
целесообразности ударов.)
К примеру, если рассмотреть такой фактор как зимняя одежда, то вполне очевидно, 
что она может служить прекрасным амортизатором удара, предохраняя тело даже от 
проникающего ударного воздействия. В уличной драке, а стало быть, и в 
славяно-горицкой борьбе нецелесообразны жесткие, сконцентрированные стойки 
ввиду того, что они резко сокращают динамическую подвижность тела бойца на 
площадке. Это влияет и на удары, развиваемые не из эталонно устойчивой и 
стабильной позиции, а из постоянно перемещающегося тела, которое, помимо того, 
еще и беспрерывно атакуется со всех сторон. Сам удар должен представлять из 
себя элемент перемещения в пространстве. То есть нога после удара не 
возвращается в исходную позицию, а увлекает тело в гармонично вытекающее из 
удара смещение по площадке. Этот способ ценен еще и тем, что позволяет 
использовать инерцию движения, вовлекая ее в последовательное развитие ударов 
уже плечевого пояса. Такие удары, кроме того, значительно экономичнее ударов из 
устойчивой позиции, поскольку последние по закону физики растрачивают огромное 
количество энергии в момент создания сдерживающей устойчивости. Ведь для того, 
чтобы устоять на опорной ноге при мощном, например, еко-гери нужно приложить 
силу, создающую эту устойчивость в противовес самому удару. В славяно-горицкой 
же борьбе масса тела направляется в удар, максимально усиливая его и не 
препятствуя устойчивости, а создавая ее ходом самого удара.
Рис.3
В последней фазе в бой активно вступают руки. Следует помнить, что фаза 
доведенной концентрации соответствует горизонтальной позиции ноги (рис. 3 б). 
Удары подобного типа выставляются на уровень нижней части груди - диафрагме, 
если принимать за расчет свой собственный рост. Именно этот уровень является 
для них оптимальным.
Подол часто путают с Козой. Внешне эти удары похожи, но у них совершенно разные 
способы воздействия на противника. Если навь Подола вкатывается в грудь 
противника горизонтально, после чего "пустая" нога опускается в шаговую 
стабилизацию, то в Козе удар наносится самим шагом и рассчитан он на пробивание 
внутренних органов сверху вниз (рис. 4). Удары этого класса в славяно-горицкой 
борьбе называются "затаптывающими" или "шагающими". К их числу относится и 
Уговица. Особенность Уговицы заключена в том, что этот тип затаптывания 
пробивается с вращением корпуса на 180 градусов, что, с одной стороны, создает 
вращательный момент, усиливая ударное воздействие, а с другой - уводит корпус в 
позицию с сильно измененным углом последующей атаки (рис. 5).
Рис.4
Рис.5
Арсенал ударов ногами в славяно-горицкой борьбе составляет 25 базовых единиц. 
Для того, чтобы вести спортивный бой, естественно, совершенно необязательно 
использовать и практиковать их все. Однако уличный бой предусматривает все-таки 
охват пространства, объемные пространственные комбинации, которые вкупе со 
скоростными качествами дают шанс на успех. Потому правильный подход к освоению 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-