|
противодействие - закон Природы, способ достижения порядка и гармонии.
Воздействие на ту или иную среду предусматривает в Природе силу
пропорционального противодействия. Весь вопрос только в том, что считать
агрессией - уже нанесенный по вам удар или еще только занесенный над вами. А
что об этом говорит Природа? Агрессией является уже само нападение на
территорию обитания особи. Ступивший на нее осмысленно идет на конфликт. В
человеческом обществе у разных народов Древности существовал обычай - даже в
случае званного визита отдавать хозяевам свое оружие. На время посещения их
территории, конечно. Видите, какую роль в определении агрессии играет
территория. Вы можете напасть на своего гостя, но это уже не будет являться
агрессией. Это деяние характеризуется совершенно иной формой обычая -
нарушением гостеприимства. Всегда и у разных народов оно считалось
преступлением. Почему? Потому, что, не имея агрессивных намерений и выражая это
традиционными способами, ваш гость находится в менее выгодном для боя положении.
Соблюдая статус гостя, он осознанно идет на это. Территория. Она одних делает
агрессорами, других -праведниками, третьих - гостями. Что же такое территория?
Территория - это зона жизненного пространства. Такая зона есть у народа, у
племени, у каждой семьи и, естественно, у каждой отдельной особи. Чему она
равна для человека? Нет, не пяти соцбытовским квадратным метрам жилья, а
диаметру горизонтального пространства, в котором величина радиуса
пропорциональна росту самого человека. То есть пространство во все стороны,
дающее возможность человеку лежать не сгибаясь. Это же пространство можно
измерить длинной вытянутой с мечом руки. Досягаемость оружия до человека - есть
уже дистанция поползновения в зону инстинкта территории. Таким образом,
раздражительность у стадного животного возникает при неосторожном приближении к
нему посторонней особи. В природе защита себя и защита своей территории, по
существу, одно и то же. Отсюда нормы славяно-горицкой борьбы рассматривают
агрессию как сближение с бойцом на дистанцию досягаемости ударом. А как же
намерения? - Спросите вы. Ведь мы постоянно на улице с кем-то сближаемся. Да,
действительно, мы постоянно обманываем свой инстинкт, доведя его до притупления.
И все-таки намерения тоже должны оцениваться инстинктом, а не сознанием. Есть
масса признаков агрессии, которые в совокупности с нарушением дистанции могут
вызвать у вас вполне оправданную реакцию ответного нападения. В первую очередь,
это порывистая активность нарушающего дистанцию. Второе - осевая линия его
движения проходит через вас, не мимо. И третье - попытка создать дополнительное,
ничем, кроме агрессии, не оправданное движение при сближении с вами. Например,
какое-то движение рукой. Все, для улицы этого достаточно, особенно, если еще
действует фактор времени (ночь), фактор места (безлюдный пустырь) и т.п. Таким
образом, идейная схема славяно-горицкой борьбы предусматривает следующие
пропорции:
противниквыагрессия*ответное нападениеоборонаатакующее преимуществоотказ от боя
или пораженияотход на свои позиции(* В спортивном бою она обоюдна, ибо бойцы,
находясь в дистанции досягаемости друг друга перед началом схватки, начинают
атаку в клинч.)
В профессиональной драке, как вы понимаете, эффект от технического действия
имеет прямое отношение к вашей боеспособности вообще. В отличие от единоборств,
где такой эффект условен, а действие в большей степени демонстрируется, чем
проводится. Потому конструкция ударов в славяно-горицкой борьбе рассчитана не
только на поражение, но и на необходимый в драке пространственный маневр, а
также и на возможность быстрых и легких серийных взаимодействий. Есть у этих
ударов и еще одна особенность. Почти все они взяты мной в двигательную схему
как имитация движений бойца с традиционным оружием. И это тоже одна из наших
отличительных особенностей. К примеру, распалила имитирует удар кистенем по
противнику через щит, турга - колющий удар копьем вперед, соколик -рубящий удар
топором, растяжной "вокруг" - срывающаяся с кибита стрела, оба засечных -
чистая сабля, ратовище - поперечный удар копьем, а запах или греко-римская
защита - отталкивание щитом. Прямой с подола - срывающийся с пращи камень, кий
- боевой молоток, а крученая затрещина - аркан. Арсенал солидный. Эйфория боя,
вовлекающая бойца в типичность движения, поведения и внутреннего состояния -
наиболее благодатная среда для развития индивидуальных способностей. Это
вызвано, вероятно, тем, что отголосок памяти подобного боя сохраняется в
природе большинства мужчин. Беря в руки красиво и реалистично сделанный
меч-муляж, мужчина испытывает смутные душевные колебания, похожие на ностальгию.
Смею утверждать, что природное мужское начало выражено тем сильнее и
убедительнее, чем сильнее и убедительнее тяга мужчины к единоборству или
противоборству, оружию и баталии вообще.
Еще одна особенность ударов славяно-горицкой борьбы -руки и ноги имеют четкое
конструктивное сходство. Можно даже сказать, что технические стандарты
плечевого пояса и нижних конечностей копируют один двигательный стереотип. Это
сделано с целью подчинения единому двигательному порядку, единой закономерности.
Славяно-горицкая борьба избегает не только трудоемких конструкций ударов, но и
попросту мало физиологичных. Готов спорить с апологетами восточных единоборств,
что растягивание ног в "шпагат" - есть не естественная для человека процедура.
И потому удары, построенные на "шпагате", несут оттенок эстетического
варварства, подобного физическому "совершенству" мутанта. (Рис. 2).
Рис. 2
В русской боевой традиции подобные формы полностью отсутствуют. Вероятно, это
происходит ввиду их нецелесообразности в условиях реального бытия и окружающей
|
|