|
Когда днем позже новгородцы подошли к лесному ристалищу, им открылось явление
великой битвы, где смерть соединила рядом в одной сцепке тела людей и волков.
Глава IV. Русло железной реки
Следующим элементом системы, которую в 1986 г. я назвал славяно-горицкой
борьбой, является инструментарий боя - удары. Нужно сказать, что еще в самом
начале восьмидесятых годов, практикуя безымянную по тому времени систему, я
смирился с идеей кардинального переосмысления сложившихся стереотипов. Вызвано
это было не стихийным нигилизмом самостоятельного творчества, а просто
объективным анализом уже популярных систем. Спорить с академическими системами,
например, боксом, на который работает не только двухсотлетняя ринговая практика,
но и спортивная наука - дело нелегкое. И все-таки ... Все-таки, например,
предварительная концентрация мешает атаке. Концентрация - это сжатие. Точнее,
вжимание в самого себя при уплотнении межклеточного пространства. Нельзя гнать
коня и при этом тянуть на себя поводья. Любое действие истинно только тогда,
когда оно гармонично. Гармония же отслеживает три состояния: концентрацию,
рассеивание и естество. Так, если сеча строится только на рассеивании, а сжатие
кулака здесь заменяется искусственным утяжелением конечности в виде
относительно тяжелого наруча, если стеношный бой строится исключительно на
концентрации, поскольку ведом идеей пробивания конкретной и малоподвижной
мишени в "стенке", то созданная мной Радогора соединила в себе и то, и другое.
Соединила как в конструкции самого удара, так и в общей модели боя. Высокая
рефлекторная подвижность тела связана как с предварительным рассеиванием
(расслаблением в состоянии готовности), так и со скоростью реакций, в данном
случае - мобилизацией. Сама по себе концентрация мало что дает. Ее нужно нести,
трансформировать, а, кроме того, еще и правильно организовать. Концентрация
должна развиваться по нарастающей, то есть иметь четко выраженную степень
прогрессии. Вместе с тем, концентрация - это стресс, спазм, и она опасна, в
первую очередь, для самого излишне "зажатого" бойца, проводящего удар. В
славяно-горицкой борьбе, в частности в Радогоре, концентрация предварительно не
создается и выносится вместе с ударом и усиливается в процессе его развития.
Боец начинает действие расслабленной рукой и по нарастающей стискивает кулак.
Пик сжатия приходится не на момент соприкосновения с противником, а одним
мгновением позже. Это позволяет передать противнику структуру стресса или навь,
как мы ее называем в соответствии с языческой традицией. Такой принцип мною был
назван клинообразной концентрацией. Последнее его звено - сброс концентрации,
то есть выведение из удара ухе расслабленной руки. Это делается тоже с целью
полной передачи нави противнику и, кроме того, в соответствии с идеей гармонии,
имеющей третичную структуру. Надо сказать, после жесточайшего сжатия кулака в
точке пространства и времени никогда не удается достичь полного расслабления
руки. Но этого и не должно быть, ибо структура, создаваемая здесь третьей,
отражает естественное мышечное состояние ладони. То есть находится между
рассеиванием начала атаки и концентрацией в ее процессе (Рис. 1). Если
рассмотреть схему, получается: [ расширение - сжатие - нейтрализация ]. А
теперь, для примера, посмотрим как выглядит естественный дыхательный акт
человека: [ вдох - выдох - задержка дыхания ]. Гармония достигнута.
Удары клинообразной концентрации не только не уступают по скорости обычным
"зажатым" типа тзуки, но и превосходят их.
Важнейшим условием организации ударов является их механическое удобство. Это
правило возникло тогда, когда арсенал славяно-горицкой борьбы ухе позволял
заниматься отбором. Правда, тяга к базовой широте долгое время была для нас
чем-то вроде навязчивой идеи. Так, количество технических элементов Свили
достигло семидесяти шести, Радогоры -семидесяти двух, охотницкого боя -
перевалило за пятьдесят и примерно столько же заняла доля Влесовой боротьбы.
Однако с годами рационализм взял верх и на смену накопительству пришел ориентир
на оптимальную содержательность. Система должна быть ценна не только по идейной
продуманности, но и по универсальности компоновочной схемы. А это означает, что
из нее ничего нельзя забрать, то есть сократить, и в то же время
нецелесообразно и дополнять, расширять. Главным звеном содержательной стороны
системы является контроль пространства. То есть удары построены таким образом,
чтобы сосредоточить атакующую мощь из разных точек пространства с учетом
физиологических особенностей реакции противника. Безусловно, что поражающий
эффект играет здесь важнейшую роль. И вот на этом я остановлюсь более подробно.
Нужно сказать, что я не являюсь сторонником идеи атаковать противника по
жизненно важным центрам с дистанции. Считаю, что с расстояния, например, в
полтора шага легко уклониться от удара в голову даже в том случае, если вы
этого удара не ждете. Для этого всего-то и нужно иметь разработанные рефлексы и
минимальный двигательный навык. Что же говорить тогда о ситуации, в которой вы
готовы отразить удар противника? Здесь вас может подвести только тактическая
ошибка. Так стоит ли полагаться на чьи-то ошибки, если вы атакуете сами? Везде,
кроме славяно-горицкой борбы принято сразу устремляться к поражению противника.
Исключение может составлять разве что бокс, да и то исключение чисто
тактическое, но никак не стратегическое. Везде забывают, что у противника
существуют руки и ноги, и они будут строить более или менее результативную
модель противодействия. В славяно-горицкой же борьбе предварительная атака
рассчитана не на поражение противника, а на сокрушение его реакции. И цель
атаки в том и заключена, чтобы вызвать реакцию и ее сломить. При всей жесткости
этих атак они редко заканчиваются полным ниспровержением соперника. Однако этап
пройден, и уже следующая атака часто заканчивается для противника падением на
|
|