Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Россия :: А. Белов (Селидор) - Русский кулак, или как бились наши предки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
славяногорицкой борьбы, в которых нападающий наносит удары по безоружному 
заточенным, как бритва, мечом. В этом смысле свилю правомерно сравнить с 
магнитным полюсом, обратным удару. Какие бы удары ни наносил противник, 
выполняющий свилю, все время будет «отбрасываем» от них в сторону силой, 
которую китайцы распознали бы как «ИньЯн», материалисты бы назвали «единством 
и борьбой противоположностей», а славяне язычники образно величают «Белобог и 
Чернобог». То есть в отличие от техники защиты блоком (встречным удару 
движением), характерной для восточных единоборств, древнерусская свиля — всегда 
уход от удара.
      
      Однако свиля присуща не только русскому кулачному бою. Подвижность 
боксера на ринге также базируется на аналоге, существовавшем в грекоримской 
традиции. Как известно, в своей практике кулачного боя (это не относится к 
панкратиону) греки наносили удары только в голову. С учетом того, что рука 
бойца была облачена в наруч из тяжелых кожаных ремней с металлическими бляшками,
 может создаваться впечатление, что греческий кулачный бой — зрелище мало 
гуманное. Такой вывод не совсем верен, ибо ограничение цели удара прямо 
пропорционально упрощению защитного маневра, в данном случае головы. Стало быть,
 поразить противника сложнее. Я говорю об этом потому, что связь античного и 
русского кулачного боя очевидна уже хотя бы на примере прямого, классического 
удара кулаком, речь о котором у нас пойдет в следующем номере журнала. 
Традиционно предполагается, что заимствование здесь велось только в одном 
направлении: походы Олега, Игоря и Святослава на Византию способствовали 
внедрению античных традиций в среду славянского воинства и их трансформации. Не 
могу с этим согласиться, ибо Х век, к которому относятся упомянутые походы, 
согласно, например, Радзивилловской летописи — время расцвета древнерусских 
боевых искусств, определенную часть которых (техника боя «на ручку», «на 
щипок») греки никогда не знали.
      Техника свили богата и разнообразна. Достаточно посмотреть на русскую 
плясовую, формировавшуюся под воздействием подвижных игрищ и народных забав, 
напрямую связанных со свилей. Да, да, ибо свиля известна и в этом своем 
качестве. Думаю, что в древности свиля являлась для славян неким прототипом 
гимнастики. Если присмотреться к лубочным изображениям скоморохов, гудцов и 
балаганных завлекал, то нельзя не заметить, что их позы идентичны со свилей. 
Более ранний слой русской игровой культуры — XV век. Посетивший Москву Адам 
Олеарий, описывая московский быт, упомянул о виденных им игрищах и народных 
забавах. Описание дополняется рисунком, выполненным, как считают исследователи, 
самим путешественником. В левой части рисунка удивительно точно передана поза в 
пяте «подсад плечом» в сценке кулачного боя. Но и пятнадцатым веком нелепо было 
бы датировать «искусство телодвижений».
      Обратимся к Радзивилловской летописи. 993 годом она датирует известнейший 
поединок киевского борца с печенегом, повлиявший на сюжет былины о Никите 
Кожемяке: «И налезоша бык велик и силен, и повеле раздразнитищ быка, и 
възложиша на нь железа горяча, и пустиша быка, и побеже бык мимо его…». На 
первый взгляд удивляет столь странное испытание, которое потребовал для себя 
перед решающей схваткой молодой борец. Вероятно, логичней было бы, если б дюжие 
молодцыдружинники князя Владимира скопом набросились бы на киевского борца, о 
котором та же летопись говорит, что он «с детства меньше чем с четырьмя не 
схватывался». Однако все становится вполне понятным, если знаешь, что речь в 
этом сюжете идет о свиле, о технике защитных движений. И уж, конечно, не бык 
мимо пробежал, а борец выполнил уход от прямого, линейного удара.
      После того как приведенные нами положения пяты будут освоены, и вы 
почувствуете, что вам не опасен противник, атакующий вас даже целой серией 
ударов, можно приступить к изучению перемещения по площадке. На сегодня 
известны три способа перемещения пяты, характерные для русского кулачного боя: 
вышагиванием, с соответственным уклоном корпуса (около 20 способов), прыжком, 
что особенно показательно для русской плясовой и гопака, кубарем, то есть 
специфическим кувырком в нескольких формах. Все эти способы применяются только 
в том случае, если натиск атакующего противника способен смести вашу пяту, 
другими словами, защитить себя не сходя с места не представляется возможным. Но 
любые перемещения по площадке всегда есть не что иное, как перемещение пяты с 
места на место. Все степени свободы тела, вся его неуязвимость, комок 
двигательной энергии, называемый пятой, перемещаясь, проваливает атаки 
противника. В сече нельзя отождествлять передвижение, уход, маневр только с 
движением ног. Помните, что движение рождается телом, а конечности только 
реализуют его в заданном направлении. С точки зрения свили и бегуна несут не 
ноги, а тело, ноги лишь удерживают инерцию перемещением по беговой дорожке.
      
      
      
      Говорят, Петр Великий так прокомментировал победу своего матроса в 
кулачном бою над шотландским наттером, чемпионом Британии: «Нет такого 
английского лба, на который не нашелся бы русский кулак!» Между тем этот бой 
ценен, может быть, даже не самим фактом успеха нашего соотечественника, кстати, 
открывшего той схваткой эру международных встреч, а сохранившимся описанием 
кульминационного момента поединка, очень точно передающим технику свили. Скрут 
корпусом, выполненный матросом, спас его тогда от «коронного» удара чемпиона.
      Скрут корпусом.  Точно такой же элемент в 993 году, защищаясь от быка, 
выполнил киевский Усмарь, известный нам по летописям.
      Теперь, когда читатель познакомился с принципами телодвижения (с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-