|
дрецов") -- и создал собственную
систему дао-сю. В дао-сю широко применяется техника работы с традиционным
китайским оружием, в первую очередь, с мечом и копьем, в качестве подручных
боевых средств используются предметы повседневного обихода.
Появление в XIX веке французского бокса сават стало следствием драк
между английскими и французскими моряками -- последние стали перемежать
удары кулаками с ударами ног, обутых в рабочие башмаки "сават". Но никакой
теории, связывавшей технику ударов с использованием природных сил,
нравственных принципов или увязывавшей технику бокса с философией, к
примеру, Просвещения, не было, да и не могло быть -- христианство,
господствующая религия, призывавшее к смирению плоти, не допускало
возможности появления подобной теории. Всем известны строки из библии -
"Богу - богово, кесарю - кесарево". Но во всем христианском мире, включая
Россию, это изречение неуклонно воплощалось в жизнь относительно тела и души
человека - "церкви - душа, государству - тело". Таким образом, начавшееся в
ХХ-м веке в Европе и Северной Америке бурное развитие физической культуры
подразумевало данный вид культуры как культуру, прежде всего, телесную.
Данное деление, как ни странно, сохранилось и в современных образовании,
физическом воспитании, спорте и пр., но душа ("психо") является уже
прерогативой психологов, а интеллектом и телом занимаются преподаватели или
тренеры. Судя по всему, это является коренным отличием Западной культуры от
культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
2.3. Боевые искусства Америки
2.3.1. Борьба капоэйра в Бразилии
Это боевое искусство было создано в XVII--XVIII веках чернокожими
рабами, вывезенными из Африки для подневольного труда на бразильских
плантациях. Пожалуй, только капоэйре удалось достичь достаточно высокого
уровня исключительно на основе саморазвития, так как все прочие единоборства
прошли стадию обмена опытом, взаимного обогащения, а капоэйра с самого
момента своего возникновения оказалась в жесткой изоляции: рабы не могли
общаться ни с белыми хозяевами, ни с индейцами. Большинство рабов в Бразилию
отправлялись с территории современных Анголы и Мозамбика. В Мозамбике
зулусское племя шангаан практикует боевой танец гийя, отдаленно напоминающий
капоэйру, а других возможных источников этого единоборства не
обнаруживается.
Для капоэйры характерна очень низкая стойка, основанная не на
продольном, а на поперечном шпагате, когда ноги широко расставлены, а руки
почти касаются земли. Бойцы перемещаются прыжками, держась достаточно далеко
друг от друга. Удары и подсечки делаются одной или обеими ногами, а руки в
это время используются в качестве опоры. Упав на связанные руки и вращаясь
вокруг них, схваченный раб мог сбить с ног всех своих охранников и, вскочив,
нанести им добивающие удары.
Роль формальных упражнений в капоэйре выполняют карнавальные танцы,
которые демонстрируют потенциальные возможности этого единоборства, редко
применяемые в реальном поединке. И в карнавальной, и в боевой капоэйре
существуют две основные зоны атаки: на нижнем уровне -- подсечки, зацепы и
подбивы ног противника, на верхнем -- удары в голову. Кроме того, в
контактном поединке достаточно часто наносятся удары по корпусу. Удары в
карнавальной капоэйре в большей степени вращательные, а в боевой --
прямолинейные. Защита осуществляется за счет поворотов и уклонов, основанных
на вращении, но иногда применяются и блоки, отводящие удар противника.
Танцевальные элементы изначально присущи капоэйре, так как раньше
тренировки маскировались под танцы, чтобы не привлекать внимание хозяев и
надсмотрщиков. Техника капоэйры включает в себя умения падать, отскакивать,
перекатываться и мгновенно выпрыгивать из лежачего положения, хорошо
разработаны ложные выпады и обманные движения.
Руки в капоэйре предназначены в основном для упора, а удары наносятся
главным образом пяткой или другой частью стопы. Техника нанесения ударов
ногами с опорой на руки получила название "бананейра" ("сажание бананов").
Оружие, разработанное специально для капоэйры -- это лезвие ножа без
рукоятки. Его зажимали между пальцами каждой ступни. Кровавый бой между
рабами, когда они полосовали друг друга ножами по мышцам груди и плеч, был
составной частью овладеваемого ими религиозного экстаза. Такие бои проходили
под музыку, которая сливала бойцов и зрителей в единое целое.
С 30-х годов ХХ века капоэйра стала превращаться в спорт и в 1937 году
была официально признана Национальной конфедерацией бразильского спорта.
Спортивные поединки в капоэйре проводятся в полный контакт. В боевом разделе
капоэйры изучаются такие противостояния, как "один против нескольких",
"безоружный против вооруженного" и "связанный против свободного".
2.3.2. Единоборства, развиваемые в США и на Гавайских островах
После второй мировой войны в США и на Гавайях появилось несколько
десятков синтетических стилей, техника которых представляет собой
конгломерат приемов различных видов единоборств, причем не только
восточного, но и западного происхождения.
Ряд стилей в своих названиях имеют термин "кэмпо" или "кэнпо" (кит.
цюаньшу, то есть кулачное искусство). Среди них гавайское кэмпо-каратэ,
созданное в Гонолу Уильямом Квайсун Чжоу, китайцем по происхождению;
американское кэмпо-каратэ, создателем которого был ученик Чжоу -- Эдмунд
Кеалоха Паркер, праправнук гавайского короля Камехамеха I, правившего в
начале XIX века. В
|
|