|
торял: "Простейший прием является самым лучшим". Сосредоточьтесь на одной
технике и совершенство придет.
Ладонь
Северные школы широко используют ладонь. Обычно применяется форма из четырех
сжатых пальцев с большим пальцем согнутым и прижатым к ребру ладони, которая
получила название "ладонь в форме ивового листа". Монах Баньхуэй предложил
форму из четырех согнутых пальцев, которая получила название "когти тигра" и
была очень популярна на юге. Эти две формы способствуют "излучению" энергии из
центров ладоней наружу. Изучая технику применения ладони, следует обратить
внимание на совет Юэ Уму (период правления династии Сун), который прославился
искусством толчков обеими руками: ци должна распространяться от плеч и
концентрироваться в ладонях. Лучшая цель для толчка - грудная клетка, но могут
быть и другие. Можно использовать одну ладонь или обе, но атака должна быть
своевременной.
Монах Баньхуэй изучал технику ладони около двадцати лет. Его учение выражено в
следующих стихах:
Ци течет из пупка по рукам
Прямо в центры обеих ладоней.
В этой внутренней силе - секрет...
Выдох делайте с криком,
Снизу вверх начинайте толкание
И давите, шагая вперед -
Вот важнейшее в этом искусстве:
Нападение, толчок и дыхание.
Боец Те Чайши однажды сказал: "Действия ладонью - это, прежде всего, действия
пальцами. Когда вы наносите удар пальцами в горло противнику, то основанием
ладони давите вниз. Когда вы почувствуете, что вся сила собрана в ладони в
нужной точке, то выжыхайте с громким криком и дайте руке двигаться вперед в
полную силу. Эта техника опасна. Испольдуйте ее только в крайнем случае".
Запястье и локоть
Мой учитель говорил мне: "Упражнения, которые не развивают все тело, вредны.
Чрезмерное развитие какой-то одной части тела может быть причиной травмы.
Поэтому сначала тренируйте все тело, а только потом какую-то его часть. Не
пренебрегайте этим советом, даже если вы достигли совершенства".
Техника запястий и локтей относится к технике "режущих рук". Сила истекает из
подмышек и делится на обе руки поровну. Помните два главных правила:
Наносите удар так быстро, чтобы противник не успел защититься.
Не поднимайте локоть слишком высоко, чтобы не открывать противнику свои болевые
точки.
Учитель Юэ Циши однажды сказал: "Вы должны достичь такого состояния, когда
каждая кость превосходна, когда ваша кровь и ваш дух так же свободны, как
дракон или тигр, а центры ваших подошв соединены с центрами ладоней. Выдох и
сила связаны воедино".
Нога
Старые мастера знают сотни приемов, выполняемых ногами. Ногу нужно использовать
незаметно и быстро. При этом следует предвидеть возможность контратаки
противника. Лучше использовать низкие удары ногами, но изредка можно наносить и
высокие, например в голову. Удары ногами всегда наносятся в комбинации с
ударами руками и, как правило, играют вспомогательную, а не ведущую роль.
Перемещение
В начальный период тренировок отработка техники рук и ладоней, а также
тренировка стоек занимают более половины времени занятий. Правильное
использование тела как единого целого является мостом между практикой и высоким
искусством. Сначала нужно научиться правильно наступать, отступать, подниматься
и опускаться. Постепенно мастерство придет.
В результате длительных занятий вы должны изучить техники всех пяти стилей
(дракона, тигра, леопарда, змеи, журавля). Ниже описаны принципы, общие для
школ Севера и Юга.
Наступление и отступление
Наступление и отступление выполняются в долю секунды. Некоторые бойцы наступают
или отступают шагом, другие делают это прыжками. Кто-то использует движение
сбоку: ногу при этом можно ставить спереди или сзади опорной ноги. Иногда
используют ложное наступление, скрывающее намерение отступить. Таким образом,
любой, даже кажущийся несущественным, шаг может в действительности оказаться
решающим. Если ваша атака провалилась, отступите на шаг, это даст вам
возможность вновь перейти к атаке. Лучшие бойцы в Сычуани и Гуандуне обучали
своих учеников следующему:
Нападайте со скоростью ветра,
Отскочите после удара,
Вновь идите вперед
Повернувшись к противнику боком.
Вместе с выдохом крик издавайте
И ладонью удар
|
|