|
аждый, кто практикует тайцзицюань хотя бы несколько лет, понимает — это не
просто упражнения для релаксации и успокоения, но и сложное и высокое искусство.
Медленные медитативные движения тайцзицюань дают практикующему глубокое
чувство радости и внутреннего удовлетворения. Это происходит потому, что
тайцзицюань плавен, изящен и утончен не только внешне, но и внутренне.
Практикующий может ощутить в своем теле циркуляцию ци и достичь медитативного
покоя ума. Циркуляция ци улучшает здоровье и может привести к просветлению.
Когда практикующий тайцзицюань вырабатывает у себя много ци и контролирует ее
циркуляцию, он может использовать ци в ситуациях необходимой самообороны. В
поединке тайцзицюань предписывает совсем иные принципы, чем другие боевые стили,
ориентированные на применение мускульной силы. Тайцзицюань использует мягкое
против жесткого и слабое против сильного. Но поскольку боевая теория
тайцзицюань гораздо более глубока, чем теория других боевых искусств, ею и
гораздо трудней овладеть, и для этого необходим наставник. Правильное
руководство опытного мастера может сэкономить вам много лет бесполезных занятий.
Глава 1. Происхождение и развитие
тайцзицюань
Происхождение
тайцзицюань
Тайцзицюань получил распространение в Китае более трехсот лет назад в начале
династии Цин. Временем возникновения этого вида боевого искусства считают
1660-е годы, а его создателем — Чэнь Вантина, родившегося в деревне Чэньцзягоу
в провинции Хэнань, воина, возглавлявшего отряды народного ополчения,
защищавшие уезд Вэнь за три года до падения династии Мин (1644). После
поражения минской династии Чэнь Вантин под влиянием даосизма удалился от
общества и стал отшельником.
Развитие
тайцзицюань
Чэнь Вантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в
«Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня
и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства в
народе. Невозможно с точностью сказать, что Чэнь Вантин взял из других школ,
однако можно предположить, исходя из характера движений в семи его комплексах,
что им были использованы достижения многих школ боевого искусства,
существовавших в то время. Вклад Чэнь Вантина заключается в
следующем:
1. Соединил боевое искусство с техникой даоинь (использование «внутреннего
усилия») и туна (метод глубокого дыхания). Таким образом, возникла система
упражнений, в которой у занимающегося тайцзицюань сознание, дыхание и движение
оказались скоординированы.
2. Создал спирале- и дугообразные движения, плавные и изящные, связанные одно с
другим в единую цепь. Соединил движения с теорией каналов из арсенала китайской
традиционной медицины. Во время выполнения движений ци управляется с помощью
мысли.
3. Создал парные упражнения — туйшоу («толкающие руки»). С древних времен
существовали виды борьбы, в которых использовались удары ногами, руками,
захваты, опрокидывание соперника на землю и т.д. «Толкающие руки» —
комбинированный метод, относящийся к традиционному китайскому боевому искусству.
Суть его в том, что соперники сцепленными друг с другом руками выполняют
обвивающие движения таким образом, чтобы их руки находились в постоянном
контакте («прилипшие руки»). Упражнение развивает чувствительность к действиям
напарника, его намерениям. Обманув «прилипшую» руку, легким толчком или рывком
соперника повергают наземь. Этот метод не только вобрал в себя существовавшие
виды борьбы, но и усовершенствовал их. Кроме того, он не требовал специального
места, специальной защитной одежды, что позволяло проводить занятия в любое
время и в любом месте. В настоящее время метод туйшоу имеет тенденцию к тому,
чтобы стать видом спортивного единоборства.
4. Создал комплекс упражнений с копьем, в котором копье постоянно находится
рядом с напарником («прилипшее копьё»). При выполнении этого комплекса
соперники совершают круговые, обвивающие движения копьями, делают выпады и
отводят назад «прилипшие копья» с невероятной быстротой.
5. Развил теоретические положения, содержавшиеся в «Каноне о боевом искусстве»
Ци Цзигуана, и создал теории о «жестком, скрывающемся в мягком», и об
использо
|
|