|
Мы считаем, что разделяющие и ту, и другую точку зрения имеют основания для
своих выводов, но лучше всего сочетать и "действие" и "недействие", чтобы
использовать положительные стороны одного метода для компенсации недостатков
другого, "в деянии обнаруживать недеяние, в недеянии обнаруживать деяние", что
может повысить эффективность занятий.
Сторонники метода действия считают, что повышение роли волевого фактора в
процессе занятий имеет свое преимущество, так как во время выполнения
статического цигуна все беспокойные мысли обязательно проявят себя, и в этом
случае трудно расслабиться и достичь покоя. Поэтому сначала применяется метод
действия, чтобы было легче войти в
состояние покоя. С этой целью можно использовать методики статической
концентрации, безмолвного размышления, счета дыхания, остановки созерцания,
проникновения в сознание, чтобы одной мыслью заменить все остальные. Эти
факторы повышают роль волевых усилий в ходе тренировок.
Последователи метода недействия* считают, что в ходе занятий самое главное -
следовать естественному, природному, отказаться от управления собой с помощью
волевых усилий. В этом тоже есть рациональное зерно, так как волевые усилия
зачастую формируют "закрепощение" и не только не способствуют расслаблению и
достижению покоя, но и, наоборот, могут легко вызвать вспучивание живота,
вспышки гнева, злости, расстройство чувств, воли, дыхания вплоть до
возникновения состояния, близкого к психическому расстройству.
Поэтому мы считаем, что во время занятий применение волевых усилий должно иметь
четкие рамки, не выходить за их пределы и доводить организм до "закрепощения".
При определенном уровне овладения цигуном чем слабее волевые усилия, тем лучше.
Так постепенно достигаются "пределы пустоты", когда "сознание то ли есть, то ли
нет", за которыми - "спокойствие небытия". Однако, с другой стороны, достижение
состояния неопределенности, пустоты во время занятий может быть только
относительным, а не полным. Следовательно, не нужно стремиться к полному
отрешению от своего тела, полностью забываться во время занятий, - надо, как
говориться, "не приближаться и не удаляться", чтобы избежать головокружения или
утраты контроля над собой.
54. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ШЕСТЬЮ ЧУДЕСНЫМИ СПОСОБАМИ (ЛЮМЯО ФАМЭНЬ)
Люмяо фамэнь - один из комплексов, применяемых для регулирования дыхания. Он
включает шесть приемов: счет (шу), следование (суй), остановку (чжи),
созерцание (гу-ань), возвращение (хуань) и очищение (цзин).
Шу - это счет дыхания. Для того чтобы дыхание стало упорядоченным, не
напряженным, не слишком легким, умиротворенным, нужно медленно дышать и вести
счет количества вдохов-выдохов - от одного до десяти, от десяти до ста, от ста
до тысячи. Считать можно как вдохи, так и выдохи. Если в течение длительного
времени упражняться в счете дыхания, то постепенно вырабатываются нужные навыки,
вдох и выдох становятся легкими, малозаметными. Тогда уже не имеет значения,
сохраняется счет или нет.
Суй означает следование дыханию, т.е. то, что ритм биения сердца начинает
подчиняться ритму дыхания и наоборот. Сердцебиение и дыхание становятся
взаимосвязанными, постепенно успокаиваются и достигают полного покоя.
Чжи означает приостановку дыхания. Надо следовать не за дыханием, а только за
сердцем, при этом сознание то ли есть, то ли его нет; внимание может быть
сконцентрировано на кончике носа или на других местах. После выполнения этого
приема неожиданно возникает ощущение как бы отсутствия всего тела. Происходит
погружение в созерцание (близкое к полной медитации).
Гуань означает созерцание дыхания. Успокоив сердце, внимательно наблюдают за
малейшими движениями, связанными с вдохом и выдохом, словно за дуновением
ветерка в пустоте, когда непонятно, есть он или его нет. При длительном
выполнении этого упражнения сердце и глаза проясняются, так что ощущается
малейшая циркуляция дыхания во всем организме.
Хуань означает возвращение дыхания. Суть метода в том, чтобы сердцем (душой)
чувствовать, как дыхание достигает рубежа, контролируемого разумом. Однако от
этого относительного ограничения необходимо возвращаться к истоку,
расположенному в сердце. Созерцающий разум порождается сердцем, а то, что
рождается в сердце, должно в нем умирать. Для верного познания этого цикла
следует уподобить его волнам на поверхности воды. Только наблюдая за ровной
поверхностью, можно увидеть настоящий облик водоема. Цикл рождений и умираний в
сердце (душе) подобен волнам. И только исключив посторонние мысли, можно узреть
истинное сердце.
Цин означает очищение дыхания. При этом сердце чисто и спокойно, как застывшая
вода. Когда нет никаких посторонних мыслей, появляется подлинное сердце. Если
чувствуешь, что нет беспокойства, это и есть истинное, так же как спокойная
вода и есть настоящая, истинная вода. Подобное состояние дыхания и называется
цзин.
Эти шесть чудесных способов надо осваивать в следующем порядке: вначале счет и
следование, затем остановка и созерцание и наконец возвращение и очищение.
55. ЧТО ЗНАЧИТ СЛУШАТЬ ДЫХАНИЕ
Способ "слушать дыхание" состоит в том, чтобы во время занятий, достигнув покоя
и сконцентрировав все мысли в одну, слышать только собственное дыхание,
проходящее через нос.
Способ "слушать дыхание" был предложен Чжуан-цзы. Он считал, что, начиная
занятия, нужно все мысли сосредоточить на чем-то одном, нельзя допускать хаоса
|
|