|
и к категории госи. Госи представляли собой особый класс
японского феодального общества. Обычно их определяют как низший слой
самурайства, однако госи отличались от самураев, подчинявшихся тому или иному
крупному феодалу, тем, что они владели собственными поместьями и не подчинялись
никаким князьям-даймё. В уезде Кога было 53 клана госи, которые к XV веку
образовали объединение "53 семьи из Кога", а в провинции Ига, где почти вся
земля принадлежала буддийским монастырям, поначалу господствовали два крупных
клана госи - Хаттори и Оэ, но позже род Хаттори поглотил Оэ, а затем сам
разделился на три семьи - Хаттори, Момоти и Фудзибаяси.
В самом факте существования семей, бережно хранивших традиции шпионажа,
для Японии ничего особенно странного нет, ведь недаром у японцев существовала
пословица: "Сын кузнеца становится кузнецом, а сын самурая - самураем". Странно
другое: откуда смогли госи из Ига и Кога поднабраться таких специфичных знаний?
Центральным объектом исследования здесь должна стать семья Хаттори,
поскольку именно от нее расходятся щупальца шпионской науки. Итак, кто же такие
Хаттори?
Иероглифы, которыми записывается фамилия Хаттори, могут быть прочитаны
также как "Фуку-бэ", что означает "Платяная корпорация". Элемент "бэ"
свидетельствует об иностранном, скорее всего китайском, происхождении этого
рода, а все слово показывает, что он, поселившись в Японии, занимался
изготовлением тканей. Известно также, что кроме ткачества Хаттори обладали
неплохими познаниями в области театральных представлений "саругаку",
включавшими в себя пение, танцы, акробатику, фокусы и т.д.
Пришельцев из Китая в стране Восходящего солнца ценили очень высоко,
поскольку они обладали обширными знаниями в науках и ремеслах. Поэтому предки
Хаттори исстари занимали привилегированное положение. Глава этой семьи уже к X
веку превратился в мурадзи - "губернатора" - провинции Ига, а члены его семьи
стали служить в охране самого императора.
Но во второй половине XII века в период войн между самурайскими
группировками Тайра и Минамото Хаттори сделали роковую ошибку: они поддержали
Тайра, которые потерпели сокрушительное поражение в войне с Минамото. В
результате Хаттори потеряли весьма престижное и доходное положение губернаторов
провинции, однако удержали за собой небольшие территории в горах Судзука в
провинции Ига. Судя по всему, именно потребность защиты своих владений от
посягательств врагов и вынудила Хаттори заняться партизанской войной, оживить в
памяти наставления китайских классиков по военному искусству, в том числе
трактат "Сунь-цзы". Пригодились тут и знания в области саругаку, и опыт службы
в охране дворца.
Кроме того, развитию особых шпионско-диверсионных навыков способствовал
целый ряд других факторов: труднодоступность горных районов Кога и Ига, их
важное стратегическое расположение на удалении всего лишь в 80км от тогдашней
столицы Японии города Киото, отсутствие в Ига и Кога крупных феодалов-даймё,
влияние располагавшихся по соседству крупнейших буддийских храмов и группировок
отшельников-ямабуси. К тому же эти труднодоступные районы с древних времен
становились прибежищем для тех, кто по какой-то причине не ладил с власть
имущими - для разорившихся крестьян, воинов разгромленных политических
группировок, горных мистиков-ямабуси и просто разбойников, из которых можно
было легко набрать хорошую дружину суровых молодцев.
Однако госи из Ига и Кога были озабочены не только проблемами
обеспечения безопасности от внешнего врага. С конца XII века окрепшие госи
повели ожесточенные войны друг против друга в целях захвата новых земель и
богатств. В этот период были построены десятки крепостей и замков, окруженных
рвами, накоплены большие запасы оружия, созданы мощные дружины. До наших дней
во многих поселках уезда Кога и в Ига сохранились развалины крепостей, которые
свидетельствуют о битвах тех дней. В огне этих сражений рождалось и
совершенствовалось тайное искусство партизанской войны и шпионажа, которое
позже получило название "нин-дзюцу".
Ко второй половине XV века Япония вступила в период феодальной
раздробленности и беспрерывных войн. В условиях постоянной войны всех против
всех важнейшим условием успеха стала хорошая осведомленность о положении в
стане врага и его замыслах. Все военные феодалы-даймё испытывали острейшую
нужду в профессионально подготовленных шпионах и разведчиках, а как известно
спрос рождает предложение. Госи из Ига и Кога, обладавшие богатым опытом
ведения мелкомасштабных партизанских боев в сложных горных условиях, имевшие
"под ружьем" сильные, прекрасно натренированные в методах диверсий и убийств
дружины, решили сделать свой бизнес путем "сдачи в аренду" профессиональных
киллеров. В "Сказании о замке Одавара" ("Одавара-ки") говорится : "С
наступлением эпохи Сэнгоку-дзидай [даймё] различных провинций, начиная с
[властителей] замка Одавара, стали нанимать по 50-30 [воинов], именовавшихся
"Ига-сю" - "Люди из Ига" - и использовать их для организации засад и других
акций" (цит. по: Сасама Есихиса. Нихон будо дзитэн. Токио, 1982, с.544).
Подобные услуги весьма хорошо оплачивались, о чем свидетельствует, например,
гонорар знаменитого дзёнина Хаттори Хандзо, полученный им за обеспечение
безопасности князя Токугавы Иэясу во время путешествия последнего по провинции
Ига - 300 коку (1 коку - около 150кг риса - норма потребления человеком в
течении года) - 45 тонн!
Поскольку сражения в то время вели гораздо более крупные хищники, госи
из Ига и Кога, осознав бесплодность попыток разобраться друг с другом и найдя
другие возможности для заработка, поняли, что для них выгоднее совместными
усилиями защищать свои владения от посягательств извне. и они объединились в
довольно крупные военно-политические союзы.
Конец XVI века
|
|