|
м Тодай-дзи.
В это время в Ига была еще одна мощная военная сила – семья Оэ, члены которой
на протяжении многих поколений служили управляющими храма Тодай-дзи в провинции
Ига. Наибольшее влияние Оэ имели на юге провинции, куда они переселились из
провинции Кавати.
Основателем рода Оэ считается Оэ Кунихира (951-1012). Он был знатоком изящной
словесности. Многие из его потомков служили преподавателями императоров.
Немалые знания были у Оэ и в области военного дела. На этом поприще особенно
прославился Оэ Кунифуса. А Оэ Хиромото был руководителем Главного
административного ведомства сёгуната Камакура.
Поступив на службу управляющих поместьем Тодай-дзи в провинции Ига, Оэ со
временем стали манкировать своими обязанностями и расхищать вверенное им
имущество. Пока Оэ преданно служили Тодай-дзи, у них были крайне напряженные
отношения с бесцеремонными Хаттори. Однако, когда Тодай-дзи, обжегшийся на
произволе Оэ, попытался усилить контроль за своими поместьями в Ига, введя
систему своих представителей-камибито, чтобы следить за деятельностью Оэ,
последние сорвали маску с лица и восстали против монастыря с оружием в руках. С
этого времени прежние враги Хаттори и Оэ принялись активно сотрудничать друг с
другом и создали коалицию акуто.
Поскольку Тодай-дзи, Кофуку-дзи и другие храмы придерживались принципов
недопущения мирских властей на принадлежащие им территории, политический и
экономический контроль за положением в Ига со стороны сёгуната был крайне
слабым и ограничивался номинальным назначением туда чиновников. Военная власть
бакуфу не предпринимала никаких попыток для подавления мятежных акуто. С другой
стороны, система камибито под влиянием активных действий «разбойных шаек» была
полностью разрушена, и Тодай-дзи, равно как и все другие храмы, утратил
практически все рычаги управления своим имением. Все это позволило коалиции
дзи-дзамураев подчинить себе почти всю провинцию, в результате чего у семей,
исстари практиковавших нин-дзюцу, появилась солидная экономическая и
территориальная база.
Объединение Хаттори и Оэ в единую коалицию имело большое значение для
совершенствования складывающегося воинского искусства ниндзя, поскольку каждая
из этих семей имела богатые познания в области военного дела. Если воинская
традиция клана Хаттори была тесно связана с ямабуси-хэйхо, представители семьи
Оэ были специалистами в классической китайской военной стратегии.
Важно отметить также, что объединение Хаттори с Оэ позволило им распространить
свое влияние на провинции Кавати и Сэтцу, где находились старинные родовые
поместья Оэ.
Кога и Ига – родина
нин-дзюцу
Если поразмыслить о причинах возникновения кланов, занимавшихся нин-дзюцу в
уезде Кога, следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, в самом
сердце Кога находится гора Иидзака, на которой издревле занимались своей
религиозной тренировкой последователи сюгэндо. Во-вторых, в древности уезд Кога
входил в уезд Ига, поэтому многие семьи из Кога имели родственные связи с
жителями Ига.
Когда именно уезд Кога выделился из уезда Ига точно неизвестно, но, вероятно,
произошло это в период Нара. В память о принадлежности к Ига новый уезд получил
название, отличающееся только на один первый иероглиф, и посему в слове «Кога»
нет никакого смысла. Однако даже после выделения Кога в отдельный уезд Ига и
Кога сохранили много общих черт в обычаях и культуре населения. И вообще на
протяжении всего периода феодализма в Японии эти две области были теснейшим
образом связаны друг с другом. Например, в Кога большую роль играли семьи,
связанные родственными узами со знаменитыми Хаттори из Ига, в частности, одна
из 53 семей Кога так и называлась «Хаттори».
Нин-дзюцу Кога и Ига, как полагают японские историки, восходит к одному и тому
же источнику, а именно к ямабуси-хэйхо. В Кога основным центром практики
ямабуси была гора Иидзака, облюбованная отшельниками в глубокой древности. До
отделения Кога от Ига это был единственный центр сюгэндо на севере Ига. Только
позже в 49 деревнях Ига появились храмы ямабуси, которые, согласно легенде,
были построены Кукаем, основателем «тайного учения» школы Сингон. Таким образом,
военное искусство Кога и Ига, и нин-дзюцу в том числе, проистекает от ямабуси
с горы Иидзака.
|
|