|
-лись и
побеждали, совершали подвиги, превосходя всех других, пото-му, что все знали
наперед». «Государи зря не двигались с места. Если они двигались, то
обязательно побеждали… Почему это? Потому, что заранее знали положение
противника», – говорит Мэй Яо-чэнь.
Каким же способом можно это знание получить? Сунь-цзы говорит: «Знание
положения противника можно получить только от людей». «Только через шпионов» –
уточняет комментатор Ли Цюань.
Обрисовав таким образом необходимость шпионской работы, Сунь-цзы переходит к
перечислению различных категорий шпионов, которые, вероятно, были хорошо
известны в его время. Он выделяет 5 их категорий: шпионы местные (яп. инкан),
шпионы внутренние (яп. найкан), шпионы обратные (яп. ханкан), шпионы смерти (яп.
сикан), шпионы жизни (яп. сёкан). Если перевести эти названия на современный
язык, то первая категория – информаторы, вторая – агенты в лагере противника из
среды его собственных людей, третья – агенты противника, используемые против их
собственной стороны, четвертая – лазутчики и диверсанты, пятая – разведчики.
Считается, что это – наиболее древняяиз всех известных классификаций шпионов.
Сунь-цзы сам достаточно подробно объясняет значение каждой категории шпионов.
Но следует отметить, что некоторые комментаторы трактата развили идеи Сунь У.
Например Ду Му говорит о наборе шпионов жизни: «В шпионы жизни надлежит
выбирать людей, внутренне просвещенных и умных, но по внешности глупых; по
наружности – низменных, сердцем же – отважных; надлежит выбирать людей, умеющих
хорошо ходить, здоровых, выносливых, храбрых, сведущих в простых искусствах,
умеющих переносить и голод и холод, оскорбления и позор». Ду Ю указывает на
другие качества, требуемые от этих агентов: «Выбирают таких, кто обладает
мудростью, талантами, умом и способностями, кто в состоянии сам проникнуть в
самое важное и существенное у противника, кто может понять его поведение,
уразуметь, к чему идут его поступки и расчеты, уяснить себе его сильные стороны
и, вернувшись, донести об этом мне». А японец Сорай говорит и о том, о чем не
упоминают его китайские коллеги более ранних времен: как нужно засылать таких
агентов. Их следует засылать под видом «шаманов, ямабуси, монахов, горожан,
врачей, гейш».
В приведенных выше словах Ду Му содержится, между прочим, требование выбирать
для шпионской работы людей, сведущих в «простых искусствах»: рисование и счет,
в частности умение производить всякие измерения и исчисления. Это означает, что
Ду Му предвидит и такую работу, которая требует умения сделать зарисовку,
набросать план, вычислить расстояние и т.п.
Деятельность 5 категорий шпионов чрезвычайно разнообразна и всеохватывающа,
«поэтому для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград,
чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские».
Отсюда и требования, предъявляемые к лицу, пользующемуся шпионами, руководящему
их работой. Первое, что требуется, это ум. «Потому что, – поясняет Ду Му, –
нужно сначала оценить характер шпиона, его искренность, правдивость,
многосторонность ума, и только после этого можно пользоваться им». Мэй Яо-чэнь
считает, что нужно иметь большой ум, чтобы распознать «в донесении шпиона ложь,
различить правильное и неправильное».
Далее, требуется гуманность и справедливость. Комментатор Мэн-ши говорит об
этом: «Когда гуманность и справедливость проявляются, к такому человеку
приходят все мудрые; а если приходят все мудрые, он может пользоваться и
шпионами». Мэн Яо-чэнь рассматривает вопрос конкретнее: «Если обласкаешь их
(шпионов) своей гуманностью, покажешь им свою справедливость, сможешь ими
пользоваться. Гуманностью привязывают к себе сердца их, справедливостью
воодушевляют их верность. Гуманностью и справедливостью руководят людьми.
»
Третье – это тонкость и проницательность. Нужно уметь распознать, что истина и
что ложь в донесениях шпиона. К тому же проницательность необходима и для того,
чтобы ограждать себя от шпиона, подосланного противником. Вообще,
проницательность имеет колоссальное значение. Об этом говорит японец Сорай:
«Можно использовать и все то, что наблюдаешь глазами, слышишь ушами: ветром,
дующим в поднебесье, ручьем, протекающим в долине, пением петухов, лаем собак –
всем этим искусный полководец может воспользоваться как шпионами».
Ясно, что знать, с кем имеешь дело, важно, чтобы определить свою тактику борьбы
с противником. «Когда хотят произвести нападение, совершенно необходимо узнать
кто находится на службе у противника, кто из них умен, кто искусен, кто нет, и
тогда, взвесив их способности, сообразно с этим действовать против них,» –
говорит Ду Му.
Но знать противника нужно и для шпионской работы. Ведь шпионы могут работать
хорошо только тогда, когда знают, с кем имеют дело. Эта мысль отражена в
толковании Мэй Яо-чэня: «Если я поручу своим шпионам заранее узнать все это,
мои шпионы смогут действовать».
Особое значение Сунь-цзы придает «обратному шпиону». Поэтому он подробно
говорит о его перевербовке. Еще более подробные указания дает комментатор Ван
Чжэ: «Нужно со всей заботливостью поместить его, пустить в ход всякие ухищрения
в своем красн
|
|