|
ч Бохидхармы» (Дамо цзянь), «13 хватаний» (шисань чжуа),
«большой бой» (дачжань цюань), «объединенный бой» (хэчжань цюань), и другие.
Наряду с Тайцзи цюань является самым известным в мире стилем Ушу.
* Шэ цюань - гимнастика «змея». Движения главным образом мягкие, как бы
обволакивающие противника, но в мягкости таится жесткость. Распространена в
провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян. Из семьи сянсинь.
* Эмэй пай - Эмэйская школа Ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в
основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань. Одна из наиболее
известных среди них – «12 эмэйских столбов» (эмэй шиэр чжуан).
* Эрлан цюань - гимнастика «двух мужчин». Появилась в XVII веке. Представляет
парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по
каноническим образцам. Произвольная работа исключается.
* Юнчунь цюань - гимнастика «поющая весна» (по имени девушки, создавшей этот
стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун [Вин-Чунь].
* Юэмэнь цюань - гимнастика «школы Юэ», распространенная в провинции Сычуань.
Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.
* Юэши Лянь цюань – «непрерывная» гимнастика Юэ Фэя. Другое название: «Восемь
переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по
прямой.
* Юэши Саньшоу цюань - гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Другое название:
«Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые,
передвижения по прямой.
* Юэши Саньшоу цюань - гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Интенсивные удары в
произвольном порядке, без комплексов. Агрессивный атакующий стиль.
Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.
* Я цюань - гимнастика «утка». Из семьи сян-синь; создал Лу Я во времена
династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в
приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.
Выводы по Ушу
Заметки по внутренним стилям
Существуют «семейные» школы, в которых названные 3 стиля объединены.
Син-и цюань, хоть и «внутренний», но «очень боевой». Хотя все эти стили боевые,
но нужен высокий уровень мастерства, чтобы использовать ба-гуа и тай-цзи для
боя. Стиль же син-и требует напряженной работы, как, например, шаолинь, и
боевые навыки нарабатываются сразу.
Ба-гуа, думаю, очень полезен для фехтовальщика, поскольку круговые движения
наиболее эффективны в бою с несколькими противниками.
Краткая история и основные стили каратэ
Бубиси – Библия каратэ
Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания,
так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат
«Бубиси» (кит. «Убэйчжи») – «Книга о военной подготовке».
«Бубиси» написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни
имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов
и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ цюань) и Архата (Лохань цюань)
позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции
Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в
изобилии имеются на Окинаве.
«Бубиси» представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32
статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата
(которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского
кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам
тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых
точек, включая так называемый «метод отсроченной смерти» (дим мак), практике
гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого
искусства. Причем энциклопедия из разряда «секретных».
Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В
основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос
или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены
простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской
ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях,
например, после паден ия на землю, приемам маневрирования - уклонению от атаки
в сторону, разрыву и сокращению дистанции.
"Бубиси" получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и
оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы
окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически
все крупные мастера острова. Значительные фрагменты "Бубиси" были использованы,
правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси
Гитином (1868-1957) в е го книге "Каратэ-до ксхан" ("Hаставление по каратэ-до").
Это "Восемь предписаний кэмпо", "Принципы Сунь-цзы", "Захваты и освобождения
от них". Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс
(1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик,
основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал "Бубиси" "Библией
каратэ" и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние
оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю,
а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по
прозвищу "Кот" произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой
книге как о "самом драгоценном тексте" каратэ.
Очень высоко ценил "Бубиси" и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952),
которого многие считали
|
|