|
нападающего таким образом, что тот оказывается не в состоянии воспользоваться
своим преимуществом. Этот метод прежде всего зависит от умения поддаваться силе
атакующего с последующим применением против него принципа рычага, что
свидетельствует о влиянии на систему Со методов ведения боя в системе айкидзюцу
(дзюдзюцу). Как только противник нейтрализован, могут быть использованы техники
освобождения от захвата. Они основываются на принципе рычага, призванном помочь
вырваться из захвата нападающего; удар по нападающему может быть нанесен до или
после того, как обороняющийся приступает к освобождающим действиям. Основные
техники высвобождения от захвата дополняются техниками выкручивания (замкового
типа) и бросковыми техниками. Последний вид техник отличается от нагэвадза из
дзюдо тем, что не требуется предварительно произвести действие бедром; также не
требуется захват одежды атакующего.
Система защиты Сёриндзи Кэмпо, предлагаемая Со, зависит не от большой
физической силы, а от приложения [к своим действиям] научного знания. Важной
стадией дальнейшего обучения является кэй мякуихо (сосудистонервная терапия).
Это обучение знакомит с существованием в теле человека 708 «отверстий»,
называемых кэйракухику , иначе «тайные отверстия нервных соединений», но
используются всего 142 основных «отверстия». Только самых верных учеников
отбирают для этой секретной стадии обучения. Метод обучения основан на устном
сообщении, чтобы не ставить под угрозу разглашение тайны. Использование
«отверстий» позволяет обороняющемуся парализовать или лишить сознания
атакующего.
Все занятия в Сёриндзи Кэмпо проводятся имеющими лицензию и признанными
наставниками, которые активно участвуют в занятиях со своими учащимися.
Интуитивный метод ёмэйгаку характерен для большинства занятий. Ученики
упражняются посредством манабу , т.е. копируя действия наставника, что при
правильной постановке процесса обучения позволяет привить учащимся нужные
навыки. Затем обогащенный опытом учащийся оставляет зубрежку и начинает поиск
самобытности в собственных движениях, создавая из различных техник свойственный
его характеру собственный стиль. Успех обучения зависит от накапливаемого опыта,
собственных усилий, дисциплины, терпения и несгибаемой воли.
Обучение в Сёриндзи Кэмпо строится вокруг метода эмбу , иначе занятий с
партнером. В этой форме занятий учащиеся разбиваются на пары, один играет роль
обороняющегося, другой — атакующего; затем роли меняются. Этот метод
наставления развивает у учащихся бойцовские качества, которые позволят им не
растеряться в условиях реального боя. В таких занятиях не ставится вопрос о
«победителе» или «проигравшем», скорее здесь заботятся о том, чтобы партнеры
добивались взаимопонимания и способствовали этому прогрессу. Такой метод эмбу
воспитывает у учащихся чувство локтя, и они реально осознают существенную
взаимозависимость между людьми. Это метод динамической схватки, который учит
динамической гармонии.
Метод эмбу осуществляется посредством гивакэн (ихэцюань покитайски),
иначе комплексов формальных упражнений. Это соответствует китайскому термину
таолу и японскому ката , обозначающим те действия, которые заранее известны
тому, кто их выполняет, и известен результат их применения. Но традиционные
шаолиньские китайские формы обучения не требуют партнера, как это имеет место в
Сёриндзи Кэмпо; действительно, там требуется лянь тао , самостоятельное занятие,
которое длится до тех пор, пока уровень мастерства учащегося станет
достаточным, чтобы позволить ему выступить с партнером в роли либо атакующего,
либо обороняющегося.
Укрепляющие методы используются всеми адептами шаолиньской китайской
традиции для того, чтобы повысить невосприимчивость различных частей тела к
боли и сопротивляемость к травмам. Отсутствие такого рода обучения в Сёриндзи
Кэмпо системы Со оправдывается на том основании, что данная система опирается
на техники, используемые исключительно против анатомически уязвимых мест; здесь
для силового воздействия требуется обычный уровень физической и силовой
подготовки. Китайские шаолиньские системы требуют от всех укрепляющих занятий,
поскольку нет гарантии, что в рукопашной схватке можно будет избежать удара в
какуюлибо часть тела. Такие шаолиньские системы также требуют приема
лекарственных средств после каждого занятия; используются как наружные средства,
чтобы способствовать заживлению травмированных мест и снять боль, так и
принимаемые вовнутрь в виде травяного чая, чтобы восстановить деятельность
травмированных тканей.
Дзадзэн, практика медитации Тяньтайбуддизма, японского дзэн и даосизма,
используется адептами Сёриндзи Кэмпо системы Со, дополняя физические занятия.
Статические положения, при которых занимаются медитацией, уравновешивают
динамические действия кэмпо и, как полагают, развивают ритм дыхания,
необходимый для оживления тела, что связано с восстановлением нормальной
циркуляции крови и успокоением ума.
Другая практика, называемая сэйхо , используется для поддержания крепости
костей и нервов и способствует циркуляции крови. Данная практика использует
приемы воздействия на жизненно важные точки организма после изматывающих
занятий; она позволяет расслабиться мышцам и снимает усталость, вызванную
мышечным напряжением.
Сёриндзи Кэмпо в настоящее время
Сёриндзи Кэмпо, которое основал Со Досин, является всего лишь одной из по
крайней мере двенадцати систем Японии, которые заявляют, что своими корнями
уходят к китайской шаолиньской традиции. Из почти полумиллионной армии тех, кто
|
|