|
войну Корее; подобная акция, по его убеждениям, воскресит и воинский дух, и
навыки японских солдат, бывшие в то время на очень низком уровне. Сайго
предложил себя в качестве посланника, заявив: «Если дело коснется смерти, то я,
уверен, готов к этому». Кидо со всей силой поддержал столь дерзкий план, но в
итоге Окубо одержал верх и вынудил правительство отказаться от плана.
Сайго вместе с другими недовольными самураями в знак несогласия вышел из
правительства, и с этого времени вплоть до своей героической смерти в сацумском
мятеже Сайго жил «подобно тигру в собственном логове»; даже подымая оружие, он
считал, что выступает не против императора, которого искренне любил, а против
того, что представлялось ему «заговором, посягающим на истинные народные
интересы, против олигархии, использующей имя императора и его престиж, чтобы
оправдать собственный деспотизм». Находясь в Сацуме, Сайго сделал классические
воинские дисциплины первым предметом в программе обучения для своих «частных
школ», сигакко , где целью обучения было научиться защищать императорскую
власть от козней токийского правительства. Сайго не был ни государственным
деятелем, ни выдающимся полководцем. Но его харизматическая личность привлекала
молодежь повсюду, и не было преувеличением, когда говорили, что «пятьдесят
тысяч самураев собрались вокруг него, готовые отдать собственные жизни по
одному его слову».
Реформы Мэйдзи
В своем неутомимом желании превратить Японию в могучее и процветающее
государство самурайские лидеры Мэйдзи считали необходимым установление
централизованной формы правления. А это потребовало прежде всего ликвидации
ханов , удельных владений. Это был смелый шаг, и в общемто он вряд ли мог
найти поддержку у сословия даймё и самураев. Кидо выступил как агитатор. Он
умолял даймё «благоразумно отказаться от своих ханов», ибо государственное
устройство «делает невозможным оставить для частных нужд хоть пядь земли».
Доводы Кидо, подкрепленные либеральными решениями финансовых и наследственных
проблем со стороны правительства, склонили даймё на его сторону, и в 1871 году
все ханы уступили место префектурам, находящимся под юриспруденцией
центрального правительства.
Ликвидация удельных владений, ханов , привела к неизбежному перемещению
из исконных мест многих частных школ классического военного искусства,
находившихся под покровительством удельного князя даймё . Немало таких школ
умерло, потеряв поддержку, а выжившие сохранились в двух ипостасях: 1)Наподобие
школы Аракирю маньчжурского происхождения в Этидзэне (ныне префектура Фукуи),
малочисленной сплоченной группы, не афиширующей свою деятельность, и 2)вроде
школы Сэкигутирю, ранее покровительствуемой одной из ветвей рода Токугавы, в
Овари (ныне префектура Айти), разбитой на многочисленные филиалы, каждый из
которых включал довольно большое число членов. Наряду с этим были и
классические рю , не связанные с какимлибо уделом, наподобие Тэнсин Сёдэн
Катори Синторю и Касима Синторю. Помимо классических рю получили развитие
новые, но ни одна из новоявленных школ не могла даже надеяться сравняться с
более старыми, классическими рю в технике владения боевым искусством; это и
были так называемые современные, родственные классическим рю.
Ликвидация ханов коснулась судеб примерно двух миллионов самураев. Далеко
идущие финансовые реформы угрожали потерей наследственного самурайского
жалованья. Но и другие социальные реформы толкнули всех оказавшихся не у власти
самураев в ряды тех консерваторов, кто жаждал возвращения традиций
средневекового рыцарства. Сословные различия между даймё, самураями и
простолюдинами в соответствии с родовитостью предков номинально сохранились, но
сословные привилегии фактически были ликвидированы в 1871 году. Кугэ
(придворная знать) и даймё становились кидзоку , иначе лордами; самураи
некоторых рангов образовывали сидзоку , иначе дворянство; неродовитые самураи
вместе с простолюдинами составляли хэймин — простой народ. Так что заметная
часть лидеров Мэйдзи по социальному происхождению была простолюдинами.
Возмущение среди провинциальных экссамураев социальными и финансовыми
рефрмами усилилось после того, как правительство Мэйдзи стало исподволь внушать
мысль бывшим самураям бросить обычаи ношения дайсё , сочетания длинного и
короткого меча, что являлось отличительным знаком самурая и предметом его
гордости. Немногие самураи последовали такому совету. В 1873 году Симадзу
Тадаёси, бывшему даймё Сацумы, прозванному императором «оплотом нации», был
предложен высокий пост в правительстве; его уговорили прибыть в Токио и принять
столь высокое предложение. Симадзу появился в столице в сопровождении
нескольких сотен самураев, одетых в платье средневекового рыцаря и подпоясанных
двумя мечами. Симадзу тем самым выразил свой протест против прогрессивных мер,
предпринимаемых правительством Мэйдзи.
Люди наподобие Ямагаты Аритомо основную потребность усматривали в
проведении государством военной реформы. Достижение желаемой цели, выраженное в
девизе фукокукёхэй , требовало наличия больших вооруженных сил, как для
поддержания внутреннего порядка, так и для защиты от внешней политической и
экономической экспансии. Ямагата, раненный во время разгромного столкновения с
западными военными силами у города Симоносэки в последние годы правления
токугавского бакуфу, убедился, что современное огнестрельное оружие должно
придти на смену устаревшему оружию средневековых рыцарей; к тому же нужно было
отказаться от архаичной системы будзюцу в качестве исходного тактического
средства ведения боя. В 1873 году Ямагата занял пост военного министра в
министерстве по военным делам; Сайго был назначен командующим императорскими
|
|