|
Тодзо, Цуруяме Кэндзи, Томики Кэндзи, Хисе Тадао, Кутиде Сиао, Уэсибе Кисёмару,
Сэкинэ Норико, Симаде Тэруко, Саваре Мисао, Отакэ Тадао, Отакэ Рисукэ, Като
Хироси и Тэраути Кэндзо. Мне также хотелось бы поблагодарить Всеяпонскую
федерацию по штыковым единоборствам, Всеяпонскую федерацию Нагинатадо и Ниппон
Сёриндзи Кэмпо.
Было бы несправедливо закончить данное предисловие, не выразив мою
глубочайшую признательность доктору Джону Б.ХансонЛоу, доброжелательно
отнесшемуся к рукописи и сделавшему много дельных замечаний. Я высоко ценю
усилия Кудо Итиро и Такэдо Хидэо, на чьи языковые познания я целиком полагался
и которые помогали в переводе трудных мест в японских документах. Наконец, я
выражаю свою благодарность Кобояси Итиро, истинному мастеру фотографии, и всей
его группе, ответственной за качество включенных в книгу фотографий.
Часть первая. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА.
Глава первая. Возникновение современной Японии
Если нации в этом враждующем мире
суждено жить в окружении других
враждебно настроенных наций и она
не проявит себя, ей грозит неминуемый упадок и забвение.
Ёсида Сёин
Основы послереставрационной Японии, эпоха Мэйдзи
Бакумацу , иначе "последние годы бакуфу "[5], является периодом
окончательного заката и краха военной формы правления — бакуфу , установленной
Токугавой Иэясу в 1603 году и продержавшейся вплоть до второй половины XIX века.
Бакумацу был обусловлен изменившимися внутренними и внешними обстоятельствами,
при которых сёгун (во время правления дома Токугава — титул наследственного
военного главы государства, который чисто формально был подданным лишенного
всякой власти императора, затворенного в столице Киото) уже был не в состоянии
держать Японию в изоляции от всего остального мира. Участившиеся в первые
десятилетия XIX века волнения вылились в так называемую Реставрацию Мэйдзи,
когда рухнула прогнившая структура бакуфу и император Мэйдзи номинально
возглавил правительство в 1868 году.
Главные архитекторы Реставрации собирались покончить со слабой
императорской властью, которая длилась более семи веков, когда Японией
управляли сменяющие друг друга могущественные семейства. Эти реформаторы
представляли собой, по словам Алджернона Б.Митфорда, «добивающийся улучшений [в
обществе] класс». Но среди них вскоре возникли разногласия относительно того,
каким курсом должно следовать правительство Мэйдзи, чтобы успешно провести
реконструкцию японского общества. Прогрессисты видели необходимость в
ликвидации многих феодальных институтов, особенно тех, которые наследственное
право ставили выше личных заслуг; взамен они предлагали предпринять шаги,
способствующие намеченному ими плану модернизации Японии. Консерваторы, которые
главным образом и похоронили сёгунат Токугавы, выместив тем самым свою
ненависть к дому Токугавы, старались сохранить свои ключевые позиции в новом
правительстве. Многие из них желали восстановить старый порядок, т.е. институты
и дух рыцарства дотокугавовских времен. Поэтому, когда происходящая
реконструкция Японии все более и более принимала прогрессивные формы, несшие с
собой эпохальные реформы, столкновение мнений между прогрессистами и
консерваторами сделало политический курс нестабильным, что приводило к военным
столкновениям.
Но между лидерами Реставрации наблюдалось и единство по некоторым
вопросам. Основную свою цель они видели в том, чтобы добиться для Японии
уважения со стороны Запада и тем самым избавить свою нацию от того
оскорбительного унижения, которое стало ощутимым, когда страна была вынуждена
открыть свои границы для Запада. Сам факт, что в соответствии с заключенными
договорами иноземные законы ставились выше по отношению к своим собственным,
ощутимо бил по национальной гордости японцев. Присяга, данная от имени
императора в 1868 году, стала платформой правительства Мэйдзи. Последняя из
пяти статей заслуживает внимания: «Знаний следует домогаться по всему свету с
той целью, дабы крепить основы императорской власти». Данная статья давала
довольно широкое толкование, означая, что прежде всего Япония должна стать
фукокукёхэй (процветающей страной с сильной армией).
Концепция фукокукёхэй является важным центральным пунктом современной
японской воинской традиции. Она оказывает существенное влияние на роль
классических будзюцу и будо в современном японском обществе и на само развитие
и использование современных дисциплин в данном обществе. Авторы концепции
фукокукёхэй использовали ортодоксальные и нетрадиционные толкования
классической философии, индивидуальные особенности которой необходим прежде
всего выделить, если мы хотим полностью понять природу современных дисциплин.
Три различных течения мысли оказались слитыми в сознании правящих кругов
эпохи Мэйдзи, повлияв на проводимую ими политику. Первая учила своих
приверженцев пытливости, вторая — действию, а третья — целенаправленности. Все
они были к моменту своего становления в токугавовской Японии тихими, скромными
плодами сугубо теоретических изысканий и проповедовались мистически
настроенными мыслителями, которые действовали всегда в условиях официального
запрета, находясь зачастую в ссылке, а иногда и на волоске от смерти. По мере
|
|