|
й рабочий фундамент
всегда есть в нашем распоряжении. Мы обладаем умом и телом, и они для нас
драгоценны: благодаря именно им, мы способны постичь этот мир. Существование
чудесно и драгоценно. Мы не знаем, как долго будем жить; поэтому, пока мы
располагаем своей жизнью, почему же не пользоваться ею? И даже еще до того, как
мы станем ею пользоваться, почему бы не отнестись к ней доброжелательно? Почему
не оценить ее по достоинству?
Как же нам отыскать у себя такую доброжелательность? Такое понимание? Мечтания
или просто разговоры об этом не помогут. В традиции Шамбалы есть особая
дисциплина, для развития мягкости, доброжелательности и к самому себе, и к
окружающему миру: это практика сидячей медитации. Практика медитации была
преподана Великим Буддой свыше двух с половиной тысяч лет назад, и с тех пор
она стала частью традиции Шамбалы. Она основана на устной передаче: со времени
Будды она передавалась от одного человека к другому и таким образом оставалась
живой традицией. И теперь эта древнейшая практика оказывается и самой
современной.
В настоящей главе мы рассмотрим некоторые детали техники медитации; однако не
забывайте: если вы хотите освоить ее в совершенстве, вам не обойтись без
непосредственных личных указаний учителя.
Под медитацией мы здесь понимаем нечто основательное, простое и не связанное с
какой-то определенной культурой. Речь идет о фундаментальном акте: мы сидим на
полу, приняв удобную позу, и пытаемся почувствовать свою точку, свое место на
этой Земле. Это позволяет заново открыть себя самого и глубинное добро в себе,
настроиться на подлинную реальность без каких бы то ни было ожиданий или
предвзятых мнений.
Слово медитация иногда употребляется для того, чтобы обозначить созерцание,
размышление над какой-то особой темой или отдельным предметом: это медитация на
определенную тему. Медитируя на каком-то вопросе или на какой-то проблеме, мы
можем найти их решение. Иногда медитация бывает направлена на достижение более
высокого состояния ума через погружение в транс или через особого рода
сосредоточенность. Но здесь мы рассматриваем совершенно иное понятие -
необусловленную медитацию, т.е. медитацию без какого-либо объекта или идеи в
уме. В традиции Шамбалы медитация представляет собой такую тренировку состояния
нашего бытия, с помощью которой можно синхронизировать ум и тело. Благодаря
практике медитации мы можем научиться существовать без обмана и быть в высшей
степени подлинными и живыми.
Наша жизнь - это странствие, не имеющее конца; она подобна широкой дороге,
устремленной в бесконечную даль. Практика медитации как бы обеспечивает нас
транспортом, с помощью которого мы можем путешествовать по этой дороге.
Странствие состоит из постоянных подъемов и падений, надежд и страхов; но это
хорошее путешествие. Практика медитации позволяет нам ощутить всю текстуру
дороги; в этом и заключается смысл путешествия. При помощи практики медитации
мы обнаруживаем, что внутри нас вообще нет никаких основательных причин для
недовольства и жалоб на кого или что бы то ни было.
Практика медитации начинается с сидения - вы принимаете одну из сидячих поз со
скрещенными ногами на полу. Вы чувствуете: благодаря тому, что вы просто
находитесь здесь, ваша жизнь может стать пригодной для работы и даже чудесной.
И вы поймете, что способны сидеть подобно царю (или царице) на троне.
Царственность этой ситуации показывает, что ваше достоинство проистекает из
спокойствия и простоты.
В практике медитации чрезвычайно важно сидеть с выпрямленной спиной. Положение
с выпрямленной спиной - не искусственная поза: оно естественно для человека и
его тела. Согнувшись, вы не можете правильно дышать; сгорбленная поза есть
признак того, что вы поддались неврозу. А сидя прямо, вы провозглашаете всему
миру - и себе, - что намерены быть воином, полноценным человеком.
Для того чтобы выпрямить спину, вам не нужно напрягаться и поднимать плечи;
вертикальное положение приходит естественно, когда вы сидите просто, но гордо
на полу или на подушке для медитации. Кроме того, благодаря выпрямленной спине
вы не испытываете застенчивости или неловкости; поэтому вы не опускаете голову.
Вы не отклоняетесь ни в какую сторону - поэтому плечи автоматически
распрямляются, у вас вырабатывается хороший контроль положения головы и плеч.
Вы можете оставить ноги естественно скрещенными, колени не обязательно должны
касаться пола. Наконец, вы свободно кладете руки на бедра ладонями вниз; это
дает дополнительное ощущение правильно выбранного положения.
В такой позе вы не смотрите бесцельно по сторонам. Вы чувствуете, что
по-настоящему находитесь здесь; поэтому ваши глаза открыты, а взгляд устремлен
вперед и вниз, может быть, футов на шесть перед собой - он не блуждает; вы
испытываете состояние неторопливости и ясности. Вы можете увидеть эту
царственную позу у некоторых египетских и южноамериканских изваяний, а также у
восточных статуй. Эта универсальная поза характерна для многих культур и эпох.
В повседневной жизни вам также следует быть внимательным к позе, к положению
головы и плеч, к тому, как вы ходите, как смотрите на людей. Даже если вы не
практикуете медитацию, вы можете сохранять достоинство своего существования. Вы
способны преодолеть личные неудачи; вы имеете право гордиться уже тем, что вы -
человек. Такая гордость приемлема и хороша.
Итак, приступив к практической медитации, приняв хорошую позу, вы прежде всего
обращаете внимание на дыхание. Вы дышите - это и есть настоящее присутствие,
это наивысшая степень присутствия. Вы выходите наружу вместе с выдохом, ваше
дыхание рассеивается - и тогда естественно приходит новый вдох. Затем вы снова
выходите наружу. Именно так, с каждым выдохом совершается выход во внешний мир:
вы выходите и растворяетесь, рассеиваетесь. Потом естественно совершается вдох;
вам не нужны усилия, чтобы следоват
|
|