|
ости
здесь выступает тигр, молодой тигр: он медленно и внимательно пробирается
сквозь джунгли. Он не ищет добычи. Он не подкрадывается к другим животным,
чтобы внезапно броситься на них. Образ такого тигра скорее выражает сочетание
самодостаточности и скромности. Тигр внимательно и медленно шагает сквозь
джунгли; но поскольку ему нравятся его тело, его упругость, чувство ритма, он
свободен от напряжения. От кончика носа до кончика хвоста у него нет никаких
проблем. Его движения волнообразны, он как бы проплывает сквозь джунгли.
Поэтому его внимательность сопровождается расслабленостью и уверенностью,
аналогичной уверенности воина. Для кроткого воина уверенность представляет
собой естественное состояние осознания и внимательности к тому, как вести свои
дела.
Третья ступень кротости: поскольку у воина нет колебаний, его ум оказывается
обширным, возвышенным, способным видеть за пределами горизонта. Обширность
здесь отнюдь не означает видения своего великого будущего, когда вы станете
дерзким, неистовым, непостижимым и в конце концов реализуете высшее состояние
воина. Обширность скорее означает видение величия вашей точки, вашего
собственного места. Вы сознаете, что ваше глубинное состояние ума перестало
быть проблемой, как перестало ею быть и ваше видение Шамбалы и Великого Солнца
Востока. Таким образом оказываются преодоленными как честолюбие, так и
нищенский образ мыслей. Обширный ум приходит и от вашего приобщения к видению
драла. Вы действительно способны совершить прыжок в этот бездонный и могучий
океан магии; такое переживание может оказаться болезненным или приятным, но в
любом случае вызывает восторг.
Следствием кротости является то, что воин обладает необычайной силой воли и
способен решить любые проблемы и задачи, которые ставит перед собой. Ваше
усилие не является поспешным, агрессивным или неловким. Подобно тигру в
джунглях, вы наполнены энергией и одновременно свободны от напряжения. Вы
постоянно любознательны, но вместе с тем ваше осознание дисциплинировано.
Поэтому вы без труда доводите до завершения каждое действие, вы вдохновляете на
это и окружающих вас людей.
Кроткий воин отказался от выигрыша, от победы и славы, он просто забыл о них.
Вы не зависите от поддержки со стороны других, потому что не испытываете
сомнений относительно самого себя. Вы не полагаетесь на поощрение, не боитесь и
осуждения; поэтому у вас нет необходимости демонстрировать свою доблесть другим.
Самоуважение - весьма редкий случай в обыденном мире закатного солнца. Но
когда вы пробуждаете своего коня-ветра, вы чувствуете себя хорошо, вы доверяете
себе. Поэтому, благодаря самоуважению, вам не приходится зависеть от выигрыша и
победы. А поскольку вы доверяете себе, вам нет причины опасаться других. Таким
образом, кроткий воин не нуждается в том, чтобы хитроумно обманывать других;
поэтому его достоинство никогда не страдает.
Итак, кротость обеспечивает воину широкое видение и уверенность. Четыре
достоинства начинаются с этого смиренного и покорного, но обширного видения,
позволяющего в то же время видеть детали со скрупулезной точностью. Начало
путешествия - это естественное чувство осуществления, и оно не нуждается в том,
чтобы просить что-то у других.
Дерзновенный воин Принцип дерзания символизирует снежный барс, наслаждающийся
свежестью высокогорья. Он энергичен, гибок, юн. Он живет в высоких горах, где
воздух свеж и прозрачен; его окружают дикие цветы, малочисленные деревья,
случайные валуны и скалы. Эта атмосфера полна свежести и новизны, она приносит
ощущение блага и бодрости. Дерзание не означает, что воин оживляется временными
ситуациями; понятие дерзания относится к безусловной бодрости, приходящей через
продолжительную дисциплину. Как снежный барс наслаждается бодрящим воздухом,
дерзновенный воин постоянно дисциплинирован и постоянно наслаждается своей
дисциплиной. Для него дисциплина - не требование, а удовольствие.
Существуют две ступени дерзания. Первая представляет собой переживание
возвышенного и радостного ума. В этом случае возвышенный ум означает состояние
непрерывного восторга, которое ничем не вызвано. В то же время это переживание
радостного ума приходит из простоты, ранее пережитой вами. Поэтому можно
сказать, что дерзание вызвано кротостью. Скромность, внимательность и блеск
кротости приносят естественное чувство наслаждения. Из этого радостного ума
дерзновенный воин развивает способность превращать все выполняемые им действия
в произведения искусства. Его действие всегда прекрасно и полно достоинства.
Вторая ступень дерзания заключается в том, что дерзновенный воин не может быть
пойман в западню сомнения. Основное сомнение - это сомнение в самом себе, о чем
говорилось в главе пятой; оно возникает, когда тело и ум не синхронизированы.
Такое сомнение может проявиться в виде озабоченности, зависти, самонадеянности
или, в крайней форме, в злословии о других, потому что вы сомневаетесь в
собственной надежности. Дерзновенный воин пребывает в состоянии доверия,
проистекающего из кротости. Поэтому у него нет никакого сомнения, благодаря
этому он никогда не вступает в так называемые низшие сферы. Низшие сферы - это
деятельность, направленная исключительно на выживание. Есть разные аспекты этих
низших сфер. Один из них - жизнь в силу одного лишь животного инстинкта, как
если бы ваше выживание целиком зависело от необходимости убивать и поедать
других. Второй аспект проявляется в том, что ваша психика охвачена настроением,
свойственным нищете. Вы постоянно испытываете голод и страх расстаться с жизнью.
Третья возможность - это переживание состояния непрерывной суматохи, жизнь в
мире безумия, где вы мучаете самого себя. Поскольку дерзновенный воин свободен
от сомнения и практикует постоянную дисциплину, он свободен от низших сфер. А
будучи свободным от них, он обладает всем благом высших сфер; пребывание в
высших сферах означает ясность и точность. Воин всегда осознает, что следует
приня
|
|