|
само себя исправляет, и это происходит автоматически. Вы
начинаете чувствовать себя умелым, хорошо обученным всадником.
Осознание воина строится не на воспитании в себе крайней одержимости; оно
основывается на воспитании предельной прочности - на доверии к глубинному добру.
Это не значит, что вам придется быть тяжелым или скучным человеком; но вы
обретаете чувство прочных корней, основательности. Вы пребываете в доверии, в
постоянной радости; поэтому вас нельзя испугать. На этом уровне не может
возникнуть неожиданное возбуждение или преувеличенная реакция на ситуацию. Вы
принадлежите к миру воинов. Происходят разные мелкие события, хорошие или
плохие, правильные или неправильные, но вы не преувеличиваете их. Вы постоянно
возвращаетесь к своей посадке в седле, постоянно удерживаете свою позу. Воин
никогда не изумляется; даже если кто-то появляется перед вами со словами:
"Сейчас я тебя убью!" или: "Вот тебе в подарок миллион долларов" - вы не
изумляетесь. Вы просто прочно сидите в седле.
Принцип медитативного осознания дает вам также прочное место на этой земле.
Когда вы правильно занимаете свое место на земле, вам не нужны свидетели для
подтверждения вашей устойчивости. В одном традиционном рассказе о Будде
говорится, что, когда он достиг просветления, кто-то задал ему вопрос: "Как нам
знать, что ты - просветленный?" Будда сказал: "Земля - вот мой свидетель". И
коснулся рукой земли. Этот жест известен как мудра касания земли. Здесь
выражено то же состояние, которое характерно для устойчивого положения в седле.
Вы устойчиво опираетесь на реальность. Если кто-то спросит вас: "Как мне узнать,
что ты не переигрываешь?", вы можете ответить просто: "Мое положение в седле
говорит само за себя".
На этой стадии вы начинаете постигать сущность фундаментального понятия
бесстрашия. Вы стремитесь к состоянию пробужденности в любой ситуации, какая
только может представиться вам; вы чувствуете, что можете подчинить себе свою
жизнь, потому что не стоите ни на стороне успеха, ни на стороне неудачи. И
успех, и неудача - это ваше странствие. Разумеется, вы все еще можете
испытывать страх - среди бесстрашия. В вашем странствии бывают мгновения, когда
вы настолько ошеломлены, что дрожите от макушки до кончиков пальцев рук и ног.
Вы едва удерживаетесь в седле, вы вот-вот взлетите в воздух от страха. Но даже
это состояние выражает бесстрашие - если вы сохраняете изначальную связь с
землей, то есть с вашим глубинным добром.
10. Непринужденность Если ваша жизнь протекает в соответствии с глубинным
добром, в вас развивается естественное изящество. Ваша жизнь может стать
содержательной и ненапряженной, и при этом ей не обязательно быть небрежной. Вы
можете по-настоящему освободиться от подавленности и затруднений, столь
характерных для человеческих существ, вы можете действительно быть бодрым и
радостным.
Практикуя дисциплину воина, вы учитесь сдерживать честолюбие и легкомыслие; из
этого рождается прочное чувство равновесия. Равновесие приходит не тогда, когда
вы держитесь за какую-то ситуацию, а когда находитесь в дружеских отношениях с
небом и землей. Земля - это тяжесть, практичность. Небо - это видение или
переживание открытого пространства, в котором вы можете распрямиться, поднять
голову, расправить плечи. Равновесие приходит благодаря соединению практичности
с видением, или, другими словами, благодаря единству мастерства и спонтанности.
Прежде всего вы должны доверять самому себе. Тогда вы сможете доверять также
земле, доверять серьезности ситуации; благодаря этому вы сможете подняться. На
этой стадии ваша дисциплина становится удовольствием, а не суровым испытанием
или тягостным требованием. Когда вы едете верхом на лошади, равновесие приходит
не потому, что вы крепко обхватили ногами бока лошади, а потому, что вы
научились во время езды приподниматься в седле в такт движению. Каждый шаг -
это танец, как лошади, так и седока.
Когда дисциплина становится естественной, когда она становится частью вас
самих, очень важно научиться непринужденности. Для воина непринужденность
означает освобождение от напряжения в рамках дисциплины, возможность испытывать
свободу. Свобода здесь - не состояние дикости или небрежности, это скорее
позволение себе пережить во всей полноте свое существование как человека.
Непринужденность целиком преодолевает представление о дисциплине как о
наказании за ошибки или дурные поступки, которые вы совершили или могли
совершить. Вам необходимо полностью избавиться от мысли, что в вашей
человеческой природе есть нечто изначально ошибочное и что поэтому вы
нуждаетесь в дисциплине для исправления своего поведения. Пока вы испытываете
такое чувство, пока считаете, что дисциплина приходит извне, до тех пор у вас
будет и ощущение какой-то внутренней недостаточности. Таким образом,
непринужденность - это избавление от каких бы то ни было сомнений, колебаний
или неуверенности по поводу того, следует ли оставаться самим собой. Вам
необходимо спокойное отношение к самому себе, чтобы глубоко уяснить тот факт,
что дисциплина - это просто проявление вашего глубинного добра; вы должны
приветствовать и уважать себя, освободиться от сомнений и неуверенности, чтобы
реализовать свое глубинное добро и душевное здоровье для пользы других людей.
Для развития непринужденности вам сначала нужно воспитать себя в дисциплине
отречения, равно как и в тех аспектах дисциплины, которые были рассмотрены в
предыдущей главе. Это необходимо для того, чтобы вы не смешивали
непринужденность с агрессивностью или заносчивостью. Без надлежащего воспитания
непринужденность можно перепутать со склонностью соваться в любую дырку, чтобы
доказать себе, что вы - храбрая и бесстрашная личность. Такое поведение
чересчур агрессивно. Непринужденность также не имеет ничего общего с
самодовольством за счет других и поощрением своего эго, когда приписываешь
другим соб
|
|