|
раз подтверждает, что воду, которая смывает скверну, для них заменила
смерть.
Дзете даже не пытается идти на компромисс с синтоизмом: "Если боги не
услышат мои молитвы только потому, что я осквернен кровью, я убежден, что
ничего не могу поделать с этим и поэтому продолжаю молиться, невзирая на
оскверненность". Дзете стремится быть верным Пути Самурая, не считаясь при
этом с синтоистскими запретами. При этом традиционная японская идея об
осквернении оказывается низвергнутой перед его смелыми рассуждениями:
Хотя говорят, что боги отворачиваются от скверны, на этот счет у меня
есть собственное мнение. Я никогда не пренебрегаю своими повседневными
молитвами. Даже если я запятнал себя кровью в бою или вынужден переступать
через трупы на поле сражения, я верю в действенность взывания к богам с
просьбами о победе и о долгой жизни. Если боги не услышат мои молитвы только
потому, что я осквернен кровью, я убежден, что ничего не могу поделать с
этим и поэтому продолжаю молиться, невзирая на оскверненностъ.
(Книга Вторая)
41. Снова эпикуреизм
Как я уже говорил, есть еще один принцип философии "Хагакурэ", который
одновременно противоречит и подтверждает знаменитое изречение: "Я постиг,
что Путь Самурая -- это смерть".
Воистину, жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай,
что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день
встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится. Но
важно никогда не говорить об этом молодым, потому что неправильно понятое
слово может принести много вреда.
Я лично люблю спать. Со временем я собираюсь все чаще уединяться у себя
в доме и проводить остаток жизни во сне.
(Книга Вторая)
42. Напряжение
То, что следует ниже, не связано с предыдущим отрывком. Если во имя
моральных целей человек стремится жить красиво, и если он считает смерть
окончательным стандартом этой красоты, жизнь для него становится постоянным
напряжением. Дзете, для которого лень является высшим злом, указывает на
необходимость существования в напряжении, которое не ослабевает ни на миг.
Такова борьба с обстоятельствами повседневной жизни. Таково призвание
самурая.
Достоинства каждого человека видны с первого взгляда. Есть достоинство
во внешнем виде. Есть достоинство в спокойствии. Есть достоинство в
краткости слов. Есть достоинство в безупречности манер. Есть достоинство в
величавости поступков. И есть достоинство в глубоком постижении и ясном
понимании. Все достоинства проявляются на поверхности. Но их залог есть
простота мысли и сила духа.
(Книга Вторая)
43. Достоинство
В связи с предыдущим отрывком можно спросить: что такое достоинство?
Достоинство -- это внешнее проявление непоколебимого самоуважения. Оно
делает человека человеком. Это -- глубокая вера в то, что человек скорее
умрет, чем позволит другим презирать себя. Выражение подобного отношения в
социальном поведении неизбежно вынуждает людей сохранять дистанцию. В
некотором смысле, Дзете предлагает нам стать людьми, которые не располагают
к себе окружающих.
Чтобы успешно вершить свои дела, владыка, его советники и старейшины
должны держаться отстраненно. Ведь, если за человеком постоянно ходит целая
свита подчиненных, ему трудно выполнять свои обязанности. Об этом нужно
помнить.
(Книга Вторая)
44. Эготизм
Эготизм отличается от эгоизма. Если человек уважает себя, и если его
устремления благородны, неважно, что он говорит и как он действует. Он
никогда плохо не отзывается о других и никогда их не хвалит. Эта полная
независимость самурая является идеалом "Хагакурэ".
Негоже плохо отзываться о других. Также не к лицу и хвалить их. Самурай
должен знать свое достоинство, прилежно заниматься и говорить как можно
меньше.
(Книга Вторая)
45. Женственность
По мнению моего племянника Гоннодзе (Цунэтомо), молодые люди наших дней
слишком -женственны. В наше время принято считать хорошими людей миловидной
наружности, кроткого нрава и не задевающих ничьих чувств. Поэтому все
превозносят пассивность, а великую решимость больше никто не ценит.
(Книга Вторая)
Настало время красивых мужчин и дерзких женщин. Куда бы мы ни
посмотрели, везде можно увидеть обаятельных мужчин. В нашем обществе принято
считать, что мужчина должен быть тактичным. Он должен быть любимцем публики.
|
|