|
выкормленного в деревне жеребенка и объездить его, чтобы с выгодой продать
его любому, кому он понравится. Так думает конюх или ) торговец лошадьми, но
это недостойно знатока.
Военные искусства
Тот, кто является самураем, даже мелкий вассал, обязательно должен
найти себе подходящего учителя и изучать традиционные военные искусства,
чтобы знать о них все, что нужно. Некоторые могут сказать, что низкому
самураю необходимо не все, но считаю это ограниченным взглядом, ибо вовсе
времена были воины, поднявшиеся из низов, составившие себе славу в качестве
великих полководцев и ставшие наместниками областей и провинций. Я думаю,
что даже сейчас мелкий вассал может стать командующим армией. К тому же,
изучение военных искусств сделает умного от природы еще умнее, а глупого от
природы -- не столь безнадежным. Поэтому все самураи без исключения должны
заниматься ими. Но обучение может сослужить плохую службу, если, опираясь на
высокомерные, но неправильные доводы, лишь сбивающие молодых с пути и
мутящие их дух, возвышать себя и 'пренебрежительно относиться к другим.
Такой человек может удариться в рассуждения, кажущиеся правильными и
должными, но на самом деле он лишь будет пытаться произвести впечатление и
думать о своей выгоде, поэтому в итоге у него испортится характер и он
утратит подлинный самурайский дух. Такая ошибка проистекает из
поверхностного изучения предмета, поэтому начинающие не должны
довольствоваться половиной, но должны упорно идти вперед, пока они не
постигнут все секреты, и только тогда они могут вернуться к прежней простоте
и жить тихой жизнью. Но если люди, тратя много времени на обучение, доходят
лишь до середины пути и не в состоянии полностью овладеть им, они не смогут
обрести прежней простоты и будут пребывать в замешательстве, что печальнее
всего. Прежней простотой, или неведением, я называю их духовое состояние до
того, как они начали изучать военные искусства. Старая пословица гласит, что
бобовый соус, который пахнет бобовым соусом, нехорош. То же касается и
военных тупиц.
Глава II
Управление домом
Если самурай недоволен какими-то поступками своей жены, он должен
разумными доводами убедить ее согласиться с ним. При этом в пустяках лучше
быть терпимым и снисходительным к ней. Но если она ведет себя плохо, и он
считает, что от нее не будет никакой пользы, он, в исключительных случаях,
может развестись с ней и отослать ее домой к родителям. Но если самурай не
делает этого и продолжает держать ее в своем доме, так что люди обращаются к
ней по уважительным именам окусама и камисама, но при этом кричит на нее и
поносит ее оскорбительными выражениями, он ведет себя так, как наемники и
чернь, живущие на задворках торговых кварталов, что не подобает
самураю-рыцарю. Еще менее подобает ему хвататься за меч или грозить жене
кулаком -- храбрость, на которую осмелится только трусливый самурай. Ибо
девушка, рожденная в самурайском доме и достигшая брачного возраста,
никогда, будь она мужчиной, не стала бы терпеть, чтобы кто-нибудь грозил ей
кулаками. Лишь потому, что она имела несчастье родиться, женщиной, ей
остается лить слезы и мириться с этим. Храбрый самурай никогда не угрожает
тому, кто слабее его. Тот же, кто любит и делает то, что презирает отважный
человек, справедливо называется трусом.
Родственники
Среди крестьян и торговцев обычно дети старших и младших братьев, как и
замужних сестер, зовутся племянниками, и к ним ко всем относятся одинаково.
Самураям не подобает поступать так. Например, сына старшего брата,
являющегося наследником, почитают, хотя он и племянник, как старшего брата,
и относятся к нему с советующим уважением, ибо он будет исполнять долг
старшего брата. Это не обычное отношение к племяннику, ибо он представляет
основателя семьи и рода. Что касается второго и третьего сына, то
достаточно, если будут соблюдаться обычные отношения дяди и племянника, как
и в случае с сыновьями младших братьев. Дети сестер -- также племянники, но,
поскольку у них внешнее родство, об этом следует помнить, поэтому лучше
поддерживать с ними ровные отношения, устные и письменные, и держать их на
расстоянии. К племянникам и младшим братьям, а также к своим собственным
детям, если они отправлены в другую семью, нужно относиться соответственно.
Встречаешься ли с ними лично или обмениваешься словами на семейных советах,
приветствия и обращения должны быть сдержанными и отчужденными, как
отношения к чужим домам и семьям, и отличными от обращений к близким. Р1бо
если после того, как они отправились в другой дом, по-прежнему относиться к
ним как к сыну или младшему брату, будет казаться, что ты предпочел бы
оставить их дома, и подобное отношение будет сочтено приемным отцом и другой
семьей неуважением. Приемный отец не является родственником, и если,
предположим, в его доме возникнет беспорядок и вопрос о наследнике станет
трудным, только тогда будет правильным не бросить племянников и помогать им.
Точно так же, когда отдаешь свою дочь замуж в другую семью, она рожает
|
|