Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Игры в сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
      14
      ния контакта с ребенком. В отличие от Клейн А. Фрейд подчеркивала, что 
прежде чем приступить к толкованию бессознательных мотиваций, скрывающимися за 
рисунками и игрой ребенка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт 
между ребенком и терапевтом. Клейн и А. Фрейд утверждали, что игровая терапия 
позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить ЭГО ребенка, ведь игра — 
это то средство, которое делает самовыражение ребенка свободным.
      2. Игровая терапия отреагирования
      Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми, 
пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал использование 
игры в процессе терапии тем, что именно игровая деятельность дает ребенку 
возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает 
такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку 
восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку 
предоставляется возможность спонтанной игры в игровой комнате с предложенным 
игровым материалом. Затем терапевт в определенный момент вводит в игру ребенка 
стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку 
освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием.
      Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» 
или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым переходит 
из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля.
      Яркой иллюстрацией игровой терапии отреагирования может служить 
замечательный фильм-наблюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная герои -
      15
      ня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во взаимодействии с 
неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: 
нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые 
шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недовольное 
бормотание, крики, шлепки, детский плач.
      Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но теперь она уже 
кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает 
к груди, успокаивает, что-то нашептывая.
      Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре,
 лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет комнату. И опять — бормотание, шлепки, 
крик, плач. Дверь захлопывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении,
 затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и 
начинает бить, в остервенении рвать куклу, кричать и плакать... Обессилев, 
девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками 
собирает истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно возвращается в дом..
.
      Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вынести вовне свои 
тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок 
переносить те стрессогенные ситуации, постоянно выпадающие на ее долю.
      3. Игровая терапия построения отношений
      Философской основой этого подхода стала работа Отто Ранка, который 
перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на 
развитие отношений в системе «терапевт-кли-
      16
      ент», акцентируя внимание на то, что происходит непосредственно «здесь и 
теперь».
      Конечно же, в терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе 
эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. Фредерик Аллен писал: «Я 
не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность. Я не 
буду прилагать никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать 
прошлый опыт. В фокусе внимания находятся прежде всего сиюминутные чувства и 
реакции...».
      Нам очень важен подход Фредерика Аллена (1934) и Джесси Тафты (1933), 
которые особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, 
обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное 
поведение.
      Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, 
что они являются отдельными личностями со своими желаниями и что они могут 
существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими 
специфическими качествами.
      4. Недирективная игровая терапия
      Недирективная терапия, или терапия, «центрированная на клиенте», наиболее 
полно получила свое отражение и обоснование в трудах Карла Роджерса (1942). Он 
расширил первоначальные концепции и разработал систему недирективной терапии. 
Успешно применяла принципы недирективной терапии Виржиния Экслайн (1937) в 
игровой коррекционной работе с детьми. Недирективная терапия не тратит усилий 
на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, 
что поведение ребенка всегда направляется стремлением к  наиболее полной само-
      17
      реализации. Цели недирективной терапии состоят в самопознании и 
самореализации ребенка.
      Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (1950) отмечает: «Игровой 
опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между 
ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и 
быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в 
собственном темпе...».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-