|
Копытин А. И.
Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами
Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе
с психиатрическими пациентами.
В работе с душевнобольными арт-терапию начали использовать раньше, чем в
каких бы то ни было других областях. Обратив внимание на склонность некоторых
пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и
самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно
отражаются на состоянии больных, передовые клиницисты стали поддерживать эту
деятельность. Определенное значение для проникновения первых форм
арт-терапевтической работы в психиатрические учреждения имела
неудовлетворенность клиницистов “ограничивающими” и “подавляющими” подходами. В
скромном арсенале методов лечения психических заболеваний XIX — начала XX века
различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место, хотя
использовались, главным образом, с целью их социализации, занятости,
“нравственного воспитания” или для получения дополнительной информации об
особенностях их внутреннего мира и потребностях.
Постепенное изменение отношения представителей мира искусства и общества в
целом к творчеству душевнобольных происходило в тесной связи с глубокими
изменениями в изобразительном искусстве и культуре ХХ века. Начиная с выхода в
свет известной работы Г. Принцхорна, художественное творчество пациентов
психиатрических учреждений стало привлекать к себе все больше внимания.
Примерно с середины ХХ века занятия психиатрических пациентов
художественным творчеством начинают все более активно использоваться с целью их
занятости, лечения и реабилитации. На базе крупных психиатрических больниц
создаются художественные студии или ателье, где больные получают возможность
систематически заниматься творчеством под руководством художников и
арт-педагогов. Подобная практика сложилась в Германии, Франции, Великобритании,
США и других странах.
60-ые и 70-ые годы характеризовались попытками объединить художественные
занятия больных с принципами психотерапевтических сообществ и динамической
психиатрии, что проявилось, в частности, в деятельности И. Чампернон, Г. Аммона,
Л. Навратила и других. В этот же период были предприняты первые опыты по
внедрению арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений,
социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так называемой
“общинной психиатрии”. Немаловажное значение имела происходящая в те годы в
развитых странах реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в
развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных
средств медикаментозной терапии психических заболеваний. В то же время,
появилось и так называемое антипсихиатрическое движение. Все это дало толчок к
развитию новых форм арт-терапевтической работы, проводимых преимущественно вне
психиатрических клиник, что позволяло лучше учитывать динамичный клинический и
социальный статус больных, уделять больше внимания их адаптации в обществе,
развивать у пациентов социальные навыки и потребности.
Дальнейшие изменения в организации психиатрической службы в 80-90 годы были
связаны с совершенствованием внебольничной помощи душевнобольным. На практике
это означало введение бригадных форм совместной работы психиатров,
психотерпевтов, социальных работников, психологов, работающих в клиниках
педагогов и специалистов по терапии занятостью, более активное использование
ресурсов местных сообществ и семей душевнобольных. Повышение интереса к
социальным вопросам психиатрии оказало влияние и на арт-терапевтическую
практику. Формы арт-терапевтической работы в эти годы все более
дифференцируются, ориентируясь на особенности биопсихосоциального статуса
больных и ресурсы местных сообществ. В зависимости от этапов
лечебно-реабилитационного процесса можно говорить о следующих направлениях
практического применения арт-терапии в психиатрии:
а) Применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и
подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, проводимое в
условиях психиатрической больницы или дневного стационара;
б) Применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть
в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или декомпенсации,
применяемое в основном в амбулаторной практике, на базе дневных стационаров,
диспансеров, социальных общинных центров, в рамках негосударственных программ
помощи душевнобольным и инвалидам и т. д.
Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью
стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического
учреждения. Занятия изобразительной деятельностью на этом этапе позволяют
пациенту выразить свои переживания, помогают их структурированию и осознанию, а
также способствуют установлению контакта больного с окружающими. Кроме того,
использование арт-терапевтических приемов на этом этапе позволяет получить
дополнительную информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его
отношений.
Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами в острой фазе
болезни организуется по-разному и может проводиться как в форме индивидуальных,
так и групповых занятий. И в том, и в другом случае преобладает недирективный
подход, допускающий отсутствие жестких пространственно-временных рамок сессий.
Ведущий эти занятия специалист должен обладать достаточной квалификацией,
позволяющей гибко и своевременно реагировать на изменения в состоянии больных,
учитывать сложность в установлении контакта с ними, понимать их неспособность
|
|