|
меня в сад счастья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди
его разноцветных деревьев. На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости.
Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника.
Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник.
Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды».
Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой находится автор в
данный момент или которая имела место в его жизни и, возможно, повторялась
неоднократно.
В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа, и что
попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания
в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у
всех разные. Они зависят от обстоятельств и от самого человека.
Рис. 2 выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего
внутреннего мира, карту эмоций мальчик ответил, что это довольно сложно. После
непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изобразил вокруг нее
разум и дороги. Далее на карте появляются чувство одиночества – остров, чувство
свободы – горы, чувство защищенности – пограничная застава и чувство страха –
лес. Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви.
По словам самого автора во главе этого государства стоит разум. Он управляет
жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней.
Он же является точкой соединения всех дорог, внешне похожих на нервные волокна.
Дороги, расположенные в левой части карты, приводят путешественника к
каким-либо эмоциям или чувствам (к лесу страха, пустыне боли, к чувству
защищенности в виде пограничной заставы или в горы свободы). У дорог,
находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они
ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить
внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не
имеет входа и выхода (единственным объектом, прилегающим к ее границе, является
река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с
позволения автора на самолете, который приземляется в разуме. Для гостей
предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем
обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке
радости. Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго
по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы включать в маршрут,
пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль – негативное, не самое
приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже
нельзя.
Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении
эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки.
Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого
пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным,
веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже,
многогранней.
По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при понимании своих
реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих
проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (А.Б.
Холмогорова, Н.Г. Гаранян). Символическое обозначение проблемы в процессе
художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные
эмоции и чувства, увидеть в изобразительной продукции собственный смысл.
Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку
в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых
подходов жизненного самоопределения и обогащении своего эмоционального опыта.
* Схема описания арт-терапевтического занятия заимствована в работах Л.Д.
Лебедевой.
|
|