Арт-терапевтическая методика "Карта эмоций" Автор: Никонорова (Петровичева) Юлия Владиславовна Общие замечания* Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуально. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми, и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжительность действия и интенсивность. Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги. В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами. Основное внимание уделено выявлению эмоционального потенциала личности и связанных с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Она эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом. Материалы: листы белой бумаги формата А1, А3, А4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры; цветные карандаши; пастельные мелки; цветные мелки; краски акварельные и/или гуашь. Основные этапы: 1. Настрой. Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент. Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств. Попробуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в которых оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций. Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следующая инструкция: Выделите (подчеркните, обведите и пр.) эмоцию или чувство, характеризующую ваше состояние в данный момент и изобразите ее с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата. Отсутствие конкретных изображений дает возможность нивелировать когнитивный паттерн и, напротив, побуждает человека к созданию индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания, обеспечивает свободу творческого самовыражения. Далее можно предложить участникам определить (для детей «угадать»), какие эмоции нарисовал каждый из них. Это упражнение способствует развитию умения понимать другого человека на символическом уровне. 2. Индивидуальная работа. Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует проявлению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения. Инструкции: o Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы. o Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. o Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию. o Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа и выхода в страну. o Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, и что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили. 3. Этап вербализации. Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображенных на них картах и читают истории. Вербализация ставит клиента в активную позицию, способствуя тем самым более глубокому осознанию собственных переживаний, их взаимосвязи между собой. 4. Коллективная работа. На данном этапе участники создают общую карту группы. Инструкции: o Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент. o Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. o Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. o Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название. 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые возникли в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия. Комментарии. Данную методику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса. Техника имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно, вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность. Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создаваемых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, например, в рисунках лиц юношеского возраста часто можно встретить изображение лишь одного чувства – любви, которое занимает все пространство листа. Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо – устремленность в будущее, справа налево – в прошлое), не включение некоторых объектов в маршрут, что может говорить о стремлении к избеганию этих эмоций, либо к их сознательному контролю, а также о характере продвижения маршрута (непосредственно через объект или рядом с ним – показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования). Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пережить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние. Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, то есть то, каким человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов, необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить его причины. Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изображение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение. Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить отдельное занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства). Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т.е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию потенциальной проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем. На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки доверия, эмпатии, принятия способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе совместных действий приводит к сближению участников группы и созданию положительного эмоционального фона. В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре – претензии на лидерство; с краю – отверженность). Необходимо также анализировать рисунки, расположенные рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего это указывает на уход от общения, взаимодействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаимоотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса. Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью общеизвестных символов. К примеру, чувство любви – в виде красного или розового сердца, чувство радости – в виде улыбки, чувство печали – в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. В этом случае велико влияние социальных стереотипов, научения. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка. В работе с этими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной техники. Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вызванную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы. После вербализации участникам предлагается вырвать из карты цветные пятна, символизирующие эмоции, которые мешают им в жизни (работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя), и поступить с ними как захочется. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния, и приклеиваются затем на место вырванных пятен. Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека, которые запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции, а также трансформация эмоционального состояния на символическом уровне. Приведем в качестве примеров несколько иллюстраций. Рис. 1 выполнен девушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным нажимом; видны также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия (инкапсуляция). Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего именно эти эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе рисования автор неоднократно возвращался к этому символу. Все остальные объекты были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе. «Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом государстве. Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания. Далее, пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и через пустыню тоски, преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото переживания. Его трясина затягивает, и когда кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят меня в сад счастья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди его разноцветных деревьев. На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости. Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника. Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник. Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды». Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой находится автор в данный момент или которая имела место в его жизни и, возможно, повторялась неоднократно. В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа, и что попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у всех разные. Они зависят от обстоятельств и от самого человека. Рис. 2 выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего внутреннего мира, карту эмоций мальчик ответил, что это довольно сложно. После непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изобразил вокруг нее разум и дороги. Далее на карте появляются чувство одиночества – остров, чувство свободы – горы, чувство защищенности – пограничная застава и чувство страха – лес. Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви. По словам самого автора во главе этого государства стоит разум. Он управляет жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней. Он же является точкой соединения всех дорог, внешне похожих на нервные волокна. Дороги, расположенные в левой части карты, приводят путешественника к каким-либо эмоциям или чувствам (к лесу страха, пустыне боли, к чувству защищенности в виде пограничной заставы или в горы свободы). У дорог, находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не имеет входа и выхода (единственным объектом, прилегающим к ее границе, является река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с позволения автора на самолете, который приземляется в разуме. Для гостей предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке радости. Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы включать в маршрут, пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль – негативное, не самое приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже нельзя. Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки. Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным, веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже, многогранней. По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при понимании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изобразительной продукции собственный смысл. Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых подходов жизненного самоопределения и обогащении своего эмоционального опыта. * Схема описания арт-терапевтического занятия заимствована в работах Л.Д. Лебедевой.