Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Назлоян Г.М. - Метемпневмоз и скелетная идея в арт-терапии
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-
 


Назлоян Г.М.

Метемпневмоз и скелетная идея в арт-терапии

(Психотерапия. - № 7, 2005)
Summary. The concept of sublimation proposed by Freud in the last quarter of 
the 20th century did not undergo any special changes in Jung’s works, and the 
idea of instinctive inclinations represented in psyche has been successfully 
developed into the theory of archetypes. On regaining this idea by clinical 
psychiatry it becomes evident that the archetypical image loses its initial 
content: its multiplicity and capacity to be an innate cultural-historical 
formation. These functions are being adopted by another structure relevant for 
general psychopathology – the one of the human being and his/her mirror “self”, 
which corresponds to all the characteristics of Trieb and of the archetype as 
well. Self-portrait (sculpture, painting, drawing, body-art) as one of the 
art-therapy methods of psychoses corresponds to the concept of metempneumosis 
and the skeletal idea in psychodynamic direction. 
Понятие сублимации, выдвинутое Фрейдом в первой четверти прошлого столетия, не 
претерпевает в текстах Юнга особых изменений, а понятие инстинктивных влечений, 
репрезентированных в психике, успешно развивается в теорию архетипов. При 
возвращении этого онтологического понятия в лоно клинической психиатрии 
выясняется, что архетипический образ теряет первоначальное содержание: 
множественность и свойство быть врожденным культурно-историческим образованием. 
Эти функции берет на себя другая, значимая для общей психопатологии структура – 
человека и его зеркального «я», отвечающая всем характеристикам Trieb’а и 
архетипа. Автопортрет (скульптура, живопись, рисунок, бодиарт) как один из 
методов арт-терапии психозов соответствует концепции метемпневмоза и скелетной 
идеи в психодинамическом направлении.
В рамках обучающей арт-терапии мы применяем бодиарттерапию и автопортрет. Своим 
появлением метод автопортрета обязан сеансам скульптурного портретирования 
душевнобольных, когда было замечено, что пациенты любят вносить свой вклад в 
портрет. Кроме того, еще в 1982 г. мы опытным путем пришли к автопортрету как 
универсальному способу реабилитации психотерапевта и преодоления негативных 
реакций контрпереноса при прерывании лечения. Реальным поводом для внедрения в 
1987 техники автопортрета послужила встреча с пациентом Д. На приеме он показал 
автопортрет, выполненный из эглина в натуральную величину, и утверждал, что его 
состояние в связи с лепкой заметно улучшилось. Помимо назначения лекарств, 
пациенту было рекомендовано сделать еще один автопортрет, чтобы устранить 
некоторые недостатки работы. Год применения этой техники дал убедительные 
результаты «заочного» лечения, прояснился также сложный ритуал работы над 
автопортретом.
Автопортрет лепится из серого скульптурного пластилина, используются 
скульптурные стеки различных размеров; для лепки деталей удобны некоторые 
зубоврачебные инструменты. В зале-мастерской нашего Центра пациенты усаживаются 
за столики перед зеркалами, берут пластическую массу и готовят по просьбе врача 
овальную форму, близкую по размеру и виду к куриному яйцу, муляж которого, 
впрочем, тоже имеется. Если больной отказывается это делать или не понимает 
задания, ему помогает опекун (например, мать или отец), который присутствует и 
может сидеть рядом, а в некоторых случаях – другой пациент или врач. 
Маски создаются путем выемки лишнего (принцип работы с твердым материалом), а 
показателем завершения работы над образом служит достижение некоторого уровня, 
когда скульптура перестает развиваться. В момент стилистического завершения 
портрет (маска) фотографируется и врач-скульптор, не вмешиваясь творчески, 
рекомендует закрыть портрет пластилиновыми лепешками. Образуется новое, по 
размеру несколько большее яйцо. «Выясняется – вспомним высказывание Бахтина, – 
что всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к 
началу… точнее, к обновлению начала» [2, с. 398]. 
На каждом новом этапе пластический образ должен становиться ближе к прототипу: 
получается набор масок, которые как в матрешке вставлены одна в другую; иначе 
говоря, набор тесно связанных между собой эстетических «слоев» [см.: 5]. Ритуал 
закрытия осуществляется по возможности бережно, чтобы не повредить созданный 
образ, - он, по выражению пациентов, «изнутри помогает лепить» (ср. храм в 
храме у инков и у ранних христиан или процесс послойного изготовления 
египетских мумий). 
Первые автопортреты у больных реализуются, как правило, в жанре наивного 
искусства, но следующие маски все менее стилизованы, все ближе к оригиналу. Эти 
промежуточные маски, «вместилище души» по выражению Леви-Брюля, как 
мотивационные символы , способные вызвать выплеск негативных переживаний прямым 
и непосредственным образом, постепенно возвращают больного к самому себе, к 
аутентичности и к психическому здоровью. Автопортрет отвечает двум сквозным 
идеям в арт- и психотерапии психозов – сублимации (Юнг, Штиллинг, Новалис, 
Шопенгауэр, Ницше, Фрейд) и самоактуализации (Хайдеггер, Голдстайн, Роджерс, 
Маслоу), ибо критерий портретного сходства эквивалентен не только идее 
воплощения, но и идее «здесь-и-теперь». 
Понятие сублимации (одного из двух способов символообразования) было привнесено 
в клиническую практику из области химии, а может быть поэзии, для объяснения 
сновидений невротиков и душевнобольных. В то же время оно конкретно и точно 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-