|
Керолайн Кейз
Краткие встречи: размышления по поводу использования образов в психодиагностике
В статье рассматриваются различные образы, которые могут использоваться
психотерапевтом с целью психологической оценки. Обсуждаются образы, создаваемые
самим клиентом; формирующиеся в процессе рассказы клиента и его родственников,
а также те внутренние образы, которые возникают у психотерапевта в результате
контрпереноса. Автор рассматривает природу психологической оценки с точки
зрения клиента и психотерапевта и те ассоциации, которые может вызывать само
словосочетание “психологическая оценка”. Автор приводит описание,
свидетельствующее о творческом характере кратких контактов с клиентом, в ходе
которых производится психологическая оценка. Основной акцент в статье делается
на описании и обсуждении случая, демонстрирующего интерактивную модель
психологической оценки и учет внутренних и внешних факторов.
The article discusses the different images available to the therapist in an
assessment. It explores images made by the client; images which emerge in the
narratives of client and family; and internal images formed through the
counter-transference to the therapist. The nature of assessment both for client
and therapist and the associations aroused by the by the word are discussed and
a case is put forward for the creative use of this often brief and limited
contact. At the center of the article is a case study to allow reflection on
the interactional model for assessment that needs to consider both internal and
external factors.
Жил-был кузнечик, который все лето пел. Наступила зима, и ему нечего стало есть.
Он пошел к муравьям, которые жили неподалеку, и стал просить их дать ему
что-нибудь из тех запасов еды, которые они приготовили на зиму. «Чем же ты
занимался все лето?» – спросили муравьи, и кузнечик ответил, что он пел дни и
ночи напролет. «Ах, ты пел! Тогда иди танцуй!» – ответили муравьи (Hoeg 1994)
В замечательной новелле Питера Хега главный герой – ребенок – говорит: «Когда
мне прочитали эту историю с целью оценки моего интеллекта, я сначала решил, что
ее мораль заключается в том, что муравьи не хотели помочь кузнечику, но затем я
изменил свое решение и сказал, что вместо того, чтобы петь, кузнечику надо было
готовить запасы еды на зиму».
Думаю, этот фрагмент новеллы свидетельствует о том, что правильный ответ на
поставленный вопрос отражает этические взгляды тех людей, которые создавали
тест. В данном случае это те этические взгляды, которые связаны с
протестантской трудовой этикой, в рамках которой «пение и танцы» могут
рассматриваться как подмена настоящей трудовой деятельности. С точки зрения
муравьев кузнечик просто ленив. Их ответ кузнечику кажется жестоким, потому что
«танец» кузнечика в данном случае будет его предсмертным танцем. Возможно, в их
ответе звучит зависть к способности кузнечика петь и радоваться жизни. Герой
новеллы думает, что муравьи проявили бессердечие и не захотели помочь кузнечику,
но он решает, что этот ответ вряд ли будет правильным. Герой понимает, что
оценивается его интеллект, и ему следует ориентироваться в своих ответах на
ментальность эксперта. Ответ мальчика представляется результатом логических
рассуждений, но он также показывает, что испытуемый осознает нормы трудовой
этики.
Являясь специалистами в области изобразительного искусства, не напоминаем ли мы
кузнечика, который только и знает, что «поет и танцует» и предлагает это делать
другим. В сравнении с нами, работа психиатров или проводящих экспертизу
психологов могут выглядеть как «настоящая».
В данной статье я собираюсь описать свою работу, которую провожу в условиях
частной практики в качестве аналитического арт-терапевта и детско-подросткового
психотерапевта. Клиенты обращаются ко мне либо самостоятельно, либо
направляются социальными работниками, педагогами-психологами, подростковой
психотерапевтической службой или другими специалистами. Я также участвую в
проекте для детей и их родителей.
Что такое психологическая оценка (психодиагностика)? Определить смысл этого
понятия непросто. Оно может быть не вполне понятно не только клиенту, но и
арт-терапевту. Все мы на протяжении своей жизни неоднократно проходили разные
тестирования и экзамены. Слово «оценка» будет у многих ассоциироваться с
ситуациями, в которых эксперты определяют их знания. Мне представляется, что
оценивание противоречит некоторым основным принципам, на которых основана
деятельность арт-терапевтов.
Нередко у моих коллег процедура супервизии ассоциируется с оцениванием. Они
могут испытывать дополнительное напряжение, пытаясь представлять процесс и
результаты своей работы. Работая супервизором, я сталкиваюсь с тем, что
начальная психологическая оценка клиента может порой занимать много времени –
от одного до восьми занятий, так что граница между психологической оценкой и
началом терапии иногда оказывается размытой. Можно также представить период
психологической оценки как самостоятельную фазу психотерапии, предполагающую
большие возможности для роста и научения как для клиента, так и психотерапевта.
Когда я только начинала свою психотерапевтическую деятельность, я из
идеалистических побуждений старалась абстрагироваться от мнений других людей по
поводу того или иного клиента и до первой встречи с клиентом не знакомилась с
какой-либо информацией о нем. Сейчас я уже не уверена в правильности такой
тактики. Нередко тот, кто направляет ко мне клиента, сомневается по поводу его
состояния. Направляющие специалисты или учреждения иногда уже некоторое время
работали с тем или иным клиентом, либо будет продолжать с ним работать. Если
клиент испытывает дистресс, либо сильно беспокоит окружающих, попытка работать
|
|