|
Гретхен Хульбут
Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления
чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов
Введение
Описанная в этой статье техника интермодальной арт-терапии была разработана в
одной из клиник на юго-западе США, специализирующейся на лечении пациентов с
аддикциями и посттравматическими растройствами. Метод основан на модели
созависимости и остановки в развитии, а также представлении о четырех стадиях
разрешения психического кризиса. Лечение очень часто, к сожалению, бывает
ориентировано на устранение лишь внешних клинических проявлений аддикций и
эмоциональных расстройств и не связано с изучением причин и механизмов их
развития. При использовании разработанного нами метода пациентам
предоставляется возможность выразить подавляемые и часто неприемлемые для них
чувства гнева и стыда. Работа пациентов с изобрахительными материалами дает
выход чувствам гнева, стыда и фрустрации, которые часто способствуют развитию и
сохранению аддикций и эмоциональных нарушений. Использование интермодального
подхода оказывает также стимулирующий эффект и ведет к развитию навыков
межличностного взаимодействия. Данный метод используется в сочетании с другими
интервенциями и может быть, при необходимости, адаптирован к различным лечебным
программам.
Используемые в настоящее время во многих клиниках США психотерапевтические
подходы ориентированы на преодоление таких проявлений дисгармоний психического
развития как аддикции, депрессия, тревога и нарушения коммуникации. Современные
исследования указывают на связь между ранними детскими травмами и развитием в
последующем алкогольной или наркотической зависимости. Если лечение
ориентировано лишь на устранение симптомов зависимости и игнорирует причины и
механизмы ее развития, то это ведет к повторному проявлению симптомов аддикции
и эмоциональных нарушений вскоре после завершения лечения (Ireland 2001). Во
многих случаях аддикция первоначально служит психологической защите от тревоги
и депрессии. Так, например, недостаточное удовлетворение базисных потребностей
ребенка ведет к эмоциональной депривации с переживанием ребенком глубокой
фрустрации. Прием алкоголя и наркотиков может в некоторых случаях служить
временному преодолению этих чувств.
Вторичные проявления зависимости могут включать симптомы физиологических и
психических нарушений, нередко имеющие устойчивый характер и сохраняющиеся во
взрослом возрасте. Это может проявляться в навязчивостях, панических атаках,
самоповреждениях, снижении самооценки, тревоге, фобиях, социальной изоляции,
проблемах в отношениях с окружающими, суицидных тенденциях и т. д. Симптомы
физиологических нарушений могут включать головные боли, нарушения сна и
аппетита, сексуальные и иные дисфункции (Sweig 2000).
Результаты исследований свидетельствуют о том, что пациенты с алкогольной и
наркотической зависимостью в 2, 7 раз чаще чем не имеющие зависимостей лица,
являются жертвами перенесенных в детстве эмоциональных деприваций или насилия
(Sweig 2000). Меллоди (Mellody 1989) определяет психологические злоупотребления
как недостаточный уход, сочетающийся с проявлениями насилия. Меллоди также
утверждает, что из-за психологической незрелости и несформированности личных
границ дети некритично перенимают чувства тех, кто за ними ухаживает, или тех,
с кем они общаются. Травмы раннего возраста оказывают негативное воздействие на
верования ребенка и ощущение им собственной ценности, а также психологической
безопасности и доверия к окружающим (Sweig 2000). Все это может способствовать
формированию зависимостей и развитию различных эмоциональных нарушений.
Подавляемые пациентами и связанные с перенесенным насилием чувства обиды, стыда
и гнева могут выплескиваться в деструктивном поведении, приводя, в свою оцередь,
к новому насилию и конфронтации с окружающими (Kaplan 1998).
Преимущества арт-терапии
Работа с визуальными образами зачастую является эффективным средством
преодоления последствий психических травм. Такая работа может быть связана с
исползованием техник визуализации, десенситизации и арт-терапии. “Поскольку
травматичный опыт запечатлевается в образной форме” — пишет Эпплтон — “процесс
художественного творчества является эффективным средством его преодоления”
(Appleton 2001, p 6). Акт художественного творчества сопровождается различными,
зачастую очень сильными чувствами и ведет к катарсису. Отражение переживаний
пациента в художественной продукции и ее последующий анализ пациентом и
психотерапевтом являются основой для достижения психотерапевтических изменений
(Jakab 1999). Художественное творчество пациента способствует развитию его
самосознания и мобилизации его творческого потенциала. Визуальные образы
выступают в качестве емких метафор психического опыта пациента и пережитых им
травм (Wilson 1998). Изобразительное творчество является средством
невербального выражения мыслей и чувств пациента. Благодаря помощи со стороны
арт-терапевта он может прийти к осознанию смысла визуальных образов и
постепенно понять и преодолеть свои внутрипсихические конфликты.
Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева,
обиды, фрустрации, стыда и другим, примером чего может быть использование глины.
Пациенты могут совершать при этом разные экспрессивные движения и издавать
звуки (Waller 1999). Люсбринк (Lusebrink 1990) описывает процесс
художественного творчества как последовательность разных видов художественного
взаимодействия с материалами, включающую кинестетические (ощущения),
перцептивные (аффекты) и когнитивные элементы. Переход пациента от одних видов
взаимодействия с материалами к другим помогает преодолеть те защитные механизмы,
|
|