Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
поинтересовался , кто сделал этот рисунок, и сколько лет тогда было
автору. Женщина ответила, что, насколько ей известно, я должен
расшифровать сам рисунок, <не задавая никаких вопросов>. Мы
завершили разговор, договорившись встретиться на следующей неделе.
Через час раздался звонок моей коллеги с другого конца континента,
еще раз подтвердившей условие . не задавать никаких вопросов, а,
доверившись ей, расшифровать рисунок. Я же сообщил ей, что
договорился о встрече с таинственной женщиной на следующей неделе.

Рис.1. (Также см. Рис. 95 )
Затем я начал работать с рисунком. Несколько дней я размышля л
над ним, и он овладевал моими мысля ми все больше и больше. Я
решил держать рисунок, кстати, довольно большого формата . около
квадратного метра, на видном месте, чтобы изучать его в течение дня .
Занимая сь интерпретацией рисунков, я обычно исхожу из того, что
ни один опорный элемент рисунка еще не я вля ется индикатором того, что
творится в душе пациента. Для постановки диагноза или составления
прогноза необходимо провести оценку серии рисунков и всех его
опорных элементов.
Как бы там ни было, мне следовало с чего-то начать. Я оценил
чувства, вызванные во мне этим рисунком, . это были усталость,
мучительная боль, несвобода, чувство тя жести долгих прожитых лет. Я
посчитал необходимым постоя нно помнить об этих ощущения , поскольку
те же чувства должен был испытывать тот, кто нарисовал этот рисунок.
Я предположил, что рисунок был выполнен ребенком примерно пя ти лет
на том основании, что рисунки, как известно, передают особенности
стадий развития , и такой рисунок я мог бы ожидать от ребенка этого
возраста.
Наиболее вероя тным я посчитал, что это был мальчик, и что он
страдал от тя желой болезни, проникшей в его тело и, возможно,
поразившей и его мозг. Интуитивно я ощущал, что им владело чувство
безысходности не только по причине болезни, но и из-за того, что его
ограничивали в желаемых действия х. Что же в его окружении
происходило такого, что ограничивало его свободу, или точнее . кто это
мог так влия ть на его жизнь, размышля л я . Если этот ребенок умирает,
то, вполне естественно, это может быть его мать, и ря д элементов
рисунка свидетельствовали в пользу этой версии (см. Главу VI).
Свидетельства эти, однако, были противоречивыми. Складывалось
впечатление, что ребенок не хочет, чтобы его сдерживали, но
одновременно мирится с ограничения ми и признает их необходимость.
Ребенок не только не давал выхода чувству раздражения по причине
внутренней раздвоенности, но наоборот, старался подавить его.
Мое внимание привлекло то, как на рисунке изображен нос; он
выгля дел слишком расчлененным в изображении ребенка, я вно
способного точно нарисовать остальные части тела. Я задавал себе
вопрос: а нельзя ли это интерпретировать как затруднения с дыханием
жизни, а может, как проя вление душевного смя тения в отношения х с
отцом или с Богом? Эта мысль пришла мне в голову, поскольку нос,
несомненно, имеет отношение к дыханию, а дыхание я вля ется важным
символом души, силой, дающей жизнь, spiritus mundi. Далее, мое
внимание привлекли область горла и шея , поскольку они имели я вно
гипертрофированный, вытя нутый вид. Я раздумывал, как его болезнь или
врачебное вмешательство могли отразиться на горле в физическом
смысле. Я также думал о том, какую психологическую нагрузку могло
нести это искажение.
По выражению лица изображенной фигуры я пытался определить,
какие духовные потребности ребенок пытался выразить. Казалось,
ребенок уже находится на пути в иной мир, и в то же время еще
находится здесь, в этом мире. Если мы посмотрим на глаза, то увидим,
что одна бровь вопросительно приподня та, выражая , возможно,
удивление и недоумение. На правом плече фигуры видна четкая красная
отметина, значительно отличающая ся от других элементов рисунка.
На какие соматические я вления указывали эти аномалии?
Очевидно, ребенок не мог обойтись собственными силами, но к кому он
обращался за помощью и поддержкой? Была ли его мать источником
этой поддерживающей силы? Вопросы возникали один за другим, и я
ждал предстоя щей встречи с нарастающим нетерпением.
Когда я , наконец, встретился с этой женщиной, я пригласил ее в
свой офис, где нас ждал рисунок. Мы представились друг другу и
поговорили о нашей общей знакомой (той, которая порекомендовала
меня этой женщине). Я затронул тему рисунка, задав два вопроса . о
возрасте и поле человека, нарисовавшего его. Тут же я почувствовал
сопротивление: она напомнила мне, что я согласился интерпретировать
рисунок, не задавая вопросов. Конечно, она была права, и я согласился
с ней, но добавил, что в моем понимании это означало не задавать
вопросы, касающиеся истории проблемы, а знание пола и возраста
ребенка мне было необходимо для повышения точности анализа. Также
я хотел выя снить степень родства между нею и ребенком.
Тем не менее, она не хотела отвечать, и я сказал ей о том, как я
могу поступить в этом случае. Во-первых, я могу сделать ни к чему меня
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-