Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Фарафонов Е.А. - Интеграция подходов в арт-терапии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
Если З.Фрейд и его последователи рассматривали изобразительное творчество как 
область проявления психологических проблем автора, как сублимацию, либо как 
компромиссный способ удовлетворения его инстинктивных потребностей через 
использование инфантильных форм психической деятельности, то для К.Юнга 
изобразительное творчество – чрезвычайно важный инструмент для реализации 
самоисцеляющих возможностей психики. В стрессовых состояниях индивид обращается 
к внутренней сфере бессознательного «в поисках сновидений и образов, 
заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления» (Аллан Д., 
1997). Юнга интересовало, куда ведет индивида его внутренняя жизнь. На основе 
этого подхода психотерапевт не столько анализирует образы пациента, сколько 
побуждает его создавать образы и отслеживать их развитие. 

Используя арт-терапевтические приемы представители гештальт-терапии говорят том,
 что процесс художественного творчества, в любых своих проявлениях, являестся 
средством самовыражения на протяжении тысячелетий. «Углубляя сознавание 
творческих процессов, мы сможем понять и прояснить этот способ выражения своей 
личности. Такое понимание высвобождает энергию и дает нам возможность 
развиваться и расти дальше, и мы можем использовать эту энергию в любой сфере 
жизнедеятельности, создав тем самым условия для роста, творчества и 
продуктивной деятельности» (Стивенс Д., 2002). В гештальттерапии 
изобразительная продукция рассматривается способом, подобным исследованию сна. 
Чтобы сделать подавленный конфликт, аффект или иную другую проблему доступной, 
завершить и интегрировать ее, терапевт предлагает клиенту быть по очереди всеми 
частями рисунка, говорить от их имени, действовать и переживать в этой роли. Г.
Шоттенлоэр (2001) отмечает, что «такое инсценирование «внутренней трагедии» 
делает возможным эти отщепленные части личности [вытесненные конфликты] сделать 
снова своими собственными, овладеть ими, прийти к завершению», в чем и состоит 
основная цель гештальт-терапии. 

Представители направления психосинтеза (Ассаджоли Р., Феруччи П., Йоуменс Т., 
1994) помимо уже указанных эффектов арт-терапии отмечают также следующие: 
* Очищение. Современная цивилизация провоцирует массу чувств и в то же время 
подавляет их выражение. В результате с течением времени этот подавленный 
эмоциональный материал определяет наши установки, блокирует свободное течение 
энергии в психофизической системе и вызывает разные мелкие и крупные отклонения.
 Свободный рисунок наделяет зримым внешним образом сковывающую изнутри 
психическую энергию и ослабляет тем самым напряжение. 
* Понимание. Наблюдая проявление этих сил, опредмеченных на бумаге, можно 
получить лучшее представление о своем внутреннем мире. Находящиеся там 
бессознательные силы влияют на поведение независимо от того, знает о них 
человек или нет. Понимание изображений, которые возникают в ходе рисования, 
позволяет осознать, что определяет его действия и установки. 
* Освобождение. Понимание ведет к освобождению от контроля бессознательных 
энергий, слепо и автоматично управляющих человеком. 

Клиент-центрированный подход основан на базовых положениях о 
самоактализирующейся личности, Я-концепции и условиях успешной психотерапии 
(эмпатия, безусловное принятие, аутентичность / конгруэнтность). При этом 
специфика арт-терапевтического процесса вносит свои дополнения: 
* терапевт может отражать не только сказанное клиентом, но и нарисованное, 
делая это как в ходе изобразительного процесса, так и по его завершению; 
* рисунок становится символическим выражением личности клиента. Терапевт 
помогает человеку понять и принять отраженный в работе психический материал; 
* обсуждая свой рисунок, клиент менее контролирует себя, и его спонтанные 
высказывания часто отражают суть проблемы, что не всегда имеет место в 
вербальной форме терапии. 

Развитие навыков свободного самовыражения приводит к тому, что человек начинает 
сознательно и активно воспринимать себя и других, открывает способность что-то 
менять в себе, изменять что-то в мире, а не только приспосабливаться к нему. 
Согласно представлениям феноменологического подхода «арт-терапия конструирует 
микромир переживаний, безопасных рисков, разрешимых проблем – предлагая сначала 
рисовать картины или лепить из глины, а затем захватывая и повседневную жизнь. 
Манипулируя художественными средствами, в том числе цветом, познавая их природу 
и способ применения, клиент находит решения проблем, сталкивается с 
необходимостью выбора, собственными руками привносит новое в бытие, а затем 
приобретает новый способ видения мира – все это в процессе арт-терапии ведет 
клиента к обновлению способности видеть и ощущать себя-среди-других в своем 
собственном и в огромном внешнем мире» (Бетенски М., 2002). Основой 
феноменологии является исследование субъективного опыта. Это означает, что 
процессе восприятия объекта зрителем (субъектом) последний «творит» объект 
путем придания ему определенного смысла (Келиш Э., 2002). Поэтому сущность 
феноменологического подхода к арт-терапии заключается в том, что клиент – 
создатель художественной работы – вовлечен в центр терапевтического процесса, 
становится главным наблюдателем «продуктов» собственного самовыражения. Именно 
клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя, испытывают 
чувства и самостоятельно порождают субъективные смыслы, то есть смыслы не 
навязываются им арт-терапевтом. 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-